Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

Опубликован: 30.06.2015

Том 1, № 2 (2015)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 

11-19 3
Аннотация

Одними из основных требований к распределенным обучающим системам являются: минимальное взаимодействие между их компонентами, расположенными на различных компьютерах; обеспечение вариативности технологий компьютерного обучения. В связи с этим обосновано, что разработка интеллектуальных обучающих систем должна основываться на синкретичном решении задач из областей вычислительной техники и дидактической.

В представленной работе доказана целесообразность применения агентно-ориентированного подхода при разработке интеллектуальных обучающих систем нового поколения, позволяющего реализовать определенные алгоритмы взаимодействия отдельных компонентов интеллектуальных обучающих систем при неопределенном  алгоритме работы системы в целом.

На основе проведенного анализа математических методов, используемых при разработке обучающих систем, был выбран метод, основанный на интеграции нескольких математических методов, а именно нечеткая нейронная сеть Такаги-Сугено-Канга, обучение в которой проводится с помощью генетического алгоритма.

Представлена методология разработки алгоритмов функционирования интеллектуальных агентов, включающая следующие операционные действия: определение входных и выходных переменных; выбор модели вывода и формирование базы правил; выбор функции фаззификации и определение параметров обучающей выборки; определение принадлежности элементов обучающей выборки к нечетким правилам; настройка параметров слоя фаззификации; настройка параметров слоя заключения. Разработан алгоритм функционирования подсистемы интеллектуального поведения агента корректировки индивидуальной образовательной траектории. Разработанный алгоритм реализует изменение степени свободы выбора индивидуальной образовательной траектории обучаемого в зависимости от результатов текущего контроля, уровня сложности решенных задач и количества предоставленных подсказок при решении задач. Представлены фрагменты настройки и тестирования разработанного алгоритма.

На основании разработанного алгоритма функционирования подсистемы интеллектуального поведения агента создана интеллектуальная обучающая система по дисциплине «Основы теории управления», которая успешно прошла апробацию у студентов в Оренбургском государственном университете.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 

23-29 3
Аннотация

К вопросу моделирования технологии проектирования новых реакторов на основе физико-химических свойств МОКС-топлива рассматриваются существующие математические модели для определения расчетных оценок нейтронно-физических и радиационных характеристик основных экспериментальных объемов на примере проектируемого исследовательского реактора на быстрых нейтронах. Эффективное использование МОКС-топлива достигается при сжигании его в реакторах на быстрых нейтронах, а его изготовление возможно путем переработки облученного топлива с энергетических реакторов. Применение МОКС-топлива в существующих реакторах требует значительных изменений (введение большего числа управляющих стержней), но оно будет возможно на полную загрузку в специально спроектированном реакторе МБИР. Одним из привлекательных свойств MOX-топлива является то, что при его производстве могут утилизироваться излишки оружейного плутония, которые в противном случае являлись бы радиоактивными отходами. Для центрального петлевого канала реактора получены оценки средней и максимальной плотности потока нейтронов, аксиальное распределение плотности потока нейтронов, что актуально к вопросу радиационной стойкости материалов, применяемых в современном реакторостроении. Расчетная модель составлена на базе пакета прикладной программы MCU (версия MCU-RR2), реализующей парадигму метода Монте-Карло при розыгрыше траекторий нейтронов и гамма-квантов в трехмерной геометрии для совместного моделирования функционалов потока нейтронов и фотонов в исследовательских ядерных реакторах, на основе оцененных ядерных данных.

Для вертикального экспериментального канала определены зависимости удельной наведенной активности и наведенной активности газообразного азота технического от времени работы реактора в целях обеспечения экономии по затратам на материалы для охлаждения канала, предназначенного для ядерного легирования кремния. Моделирование активации охлаждающей среды проведено средствами математического моделирования кинетики нуклидных превращений по комплексу программ UPM-PREPRO_2007-FENDL-2.0-ENDF/B-VII.0, где PREPRO_2007 – пакет утилит для предварительной обработки ядерных данных в формате ENDF/B.

30-35 7
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы намагничивания магнитопровода для силового трансформатора с трехстержневым типом магнитопровода ТРДН 63000/110 и для силового трансформатора с бронестержневым типом магнитопровода ТДЦ 400000/220 постоянным током с заземленной обмоткой высокого напряжения. Разработана модель магнитного поля силового трансформатора в условиях намагничивания постоянным током с учетом нелинейности кривых намагничивания электротехнической и конструкционной стали. Моделирование магнитных полей в стержнях магнитопровода силовых трансформаторов выполнено в программе FEMM методом конечных элементов. Получены картины распределения силовых линий магнитного поля для силовых трансформаторов ТРДН 63000/110 и ТДЦ 400000/220. В силовом трансформаторе ТРДН 63000/110 с трехстержневой магнитной системой создаваемые постоянным током магнитные поля не могут замыкаться через сердечник силового трансформатора, а вытесняют друг друга, замыкаясь частично через бак силового трансформатора и через окружающее его воздушное пространство. Показано, что у силовых трансформаторов с бронестержневой магнитной системой имеется возможность для замыкания силовых линий внутри магнитной системы, что существенно увеличивает интенсивность намагничивания магнитопровода постоянным током. Построены зависимости средних значений магнитной индукции в центральных поперечных сечениях стержней магнитной системы силового трансформатора от величины постоянного тока. Полученные зависимости позволяют оценить влияние постоянного тока на значения средней магнитной индукции и на скорость насыщения магнитной системы силового трансформатора и сделать вывод, что силовой трансформатор ТРДН 63000/110 в меньшей степени подвержен воздействию постоянной составляющей тока по сравнению с силовым трансформатором ТДЦ 400000/220 вследствие трехстержневой конструкции магнитной системы. 

36-41 9
Аннотация

Исследовано влияние структурно-механической неоднородности сварных соединений на характеристики несущей способности сталей повышенной прочности классов К52 (марок 09Г2С и 17Г1СУ), К56 (09Г2ФБ), К66 (10ХСНД) и К70 (10Г2ФБЮ). Определена топография механической неоднородности сварных элементов при наличии в них мягких прослоек в области шва и (или) околошовной зоны, диапазон относительной толщины которых варьируется от 0,6 до 0,8. Доказано, что мягкие прослойки в сварных соединениях вызывают снижение показателей прочности до 30 %, а удельной работы разрушения до 50 %. На примере натурных испытаний сварных элементов штуцерных узлов оценено влияние механической неоднородности на сопротивление разрушению при воздействии коррозионно-активных нефтепродуктов. Показано повышение скорости коррозии и значительное снижение показателей пластичности для металла мягкой прослойки (околошовной зоны) по сравнению с основным металлом на всем сроке эксплуатации.

Также выявлено существенное снижение показателей вязкости разрушения по мере наработки, которое особенно интенсивно проявлялось в течение первых трех лет эксплуатации. Оценено воздействие термоциклической обработки на механическую неоднородность и показатели сопротивления разрушению сварных элементов. Выполнена количественная оценка влияния термической обработки на живучесть сварных элементов конструкций как способность противостоять разрушению в присутствии повреждений. Анализ результатов испытаний на статическую и циклическую трещиностойкость позволил определить предельные размеры повреждений и остаточный ресурс сварных элементов, а также проанализировать их изменение после термообработки. Показана трансформация характера напряженно-деформированного состояния при проведении термоциклической обработки.

42-46 5
Аннотация

В работе рассматриваются актуальные вопросы развития отечественного придорожного сервиса на автомобильных дорогах федерального и регионального значения. Целью работы является выбор методологических принципов обоснования размещения новых предприятий дорожного сервиса, при этом реализуется задача их классификации.

Дается обзор самих объектов дорожного сервиса (ОДС) и их назначения, анализируются нормативные документы с требованиями к размещению, составу и минимальному перечню услуг, которые они должны оказывать. Обосновывается необходимость расширения перечня ОДС и предлагается классификация объектов дорожного сервиса в зависимости от обслуживания участников дорожного движения, транспортных средств или помощи в аварийных ситуациях. Обсуждаются проблемы непрерывного круглогодичного функционирования объектов дорожного сервиса.

После анализа отраслевых литературных и методических источников для расчета вариантов размещения ОДС предлагается использовать методику расчета сети предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей.

На примере Самарской области обосновывается необходимость развития придорожного сервиса в сети автомобильных дорог не только федерального, но и регионального значения. Произведен расчет минимального количества ОДС на региональных дорогах Самарской области, дается рекомендация по созданию многофункциональных комплексов на муниципальной автомобильной дороге, ведущей в село Ширяево.

В результате проведенного исследования даются рекомендации по составлению технического задания для размещения ОДС с целью сбалансированного развития инфраструктуры автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения.

47-51 4
Аннотация

В статье представлена экспериментально полученная информация об особенностях работы стальной стропильной фермы, усиливаемой под нагрузкой путём увеличения сечения её сжатых стержней. Ферма была выполнена из уголкового проката с присоединением стержней к узловым фасонкам.

Испытания проводились на стенде с использованием имеющейся оснастки. Нагрузка прикладывалась в виде узловой к верхнему поясу. Напряжения в  стержнях и фасонках в процессе испытаний контролировались с помощью петлевых проволочных тензодатчиков сопротивления. Для фиксирования выгибов усиливаемых стержней и прогибов в целом фермы были установлены проволочные прогибомеры.

Перед проведением основных испытаний с целью изучения работы фермы до усиления была испытана неусиленная конструкция.

После предварительных проводились основные испытания: усиление двух восходящих раскосов и двух панелей верхнего пояса. В качестве элементов усиления были приняты стержни из уголков с присоединением их на сварке по схеме «коробочка». Сварка производилась вручную штучными электродами. С помощью электроизмерительных клещей контролировались сварочный ток и напряжение; измерялась скорость сварки.

Нагрузка назначалась в соответствии с принятой при усилении каждого стержня величиной усилия. Один из раскосов усиливался при усилии, равном 0,9 от нормативной несущей способности, остальные стержни при усилии, равном 0,8 от нормативной величины.

Порядок присоединения принимался в соответствии с выводами теории:  с первоначальным наложением концевых сплошных швов в пределах фасонок и последующей наплавкой связующих прерывистых швов по длине элемента.

52-57 8
Аннотация

В статье дается краткий анализ перспектив развития современной параметрической архитектуры в рамках бионической концепции формообразования. Выявляется механизм создания объектов параметрической архитектуры на основе бионического подхода к проектированию как эффективного средства реализации взаимодействия с окружением, адаптации, обеспечения сбалансированного устойчивого развития. Рассказывается о таких неоспоримых преимуществах данного подхода, как развитая конструктивная и декоративная пластика, высокая структурно-компоновочная вариабельность, связь искусственного и природного пространства. Рассматриваются изменения, происходящие с появлением нового архитектурного языка, формирующегося при помощи инструментов цифрового моделирования: развитие особой эстетики раскованной формы, освобожденной от архитектонических закономерностей, сращивание и взаимопереплетение внутреннего и внешнего, порождение новой образности.

На примерах конкретных построек и проектов выявляется ассоциативная взаимосвязь прообраза из мира природы с его архитектурным воплощением. Демонстрируется, как посредством идейно-функциональных аналогий с различными образцами из мира природы может происходить заимствование принципов структурного формообразования, различных материально-физических характеристик и декоративно-пластической составляющей. Показано, как свойства естественной окружающей среды, служащей идеальным примером и вдохновением, успешно воссоздаются и развиваются (эволюционируют) при помощи параметрического моделирования – мощнейшего метода современного проектирования, активно развивающегося в последнее десятилетие.

Доказывается, что имитация природных закономерностей и принципов, положенная в основу бионической концепции, может быть успешно реализована при помощи методов параметрического проектирования, а уровень развития современных строительных технологий и возможности новейших строительных материалов способны обеспечить воплощение этих проектов в жизнь. 

58-64 7
Аннотация

В статье показано, что для создания модели электрической дуги целесообразно использовать методы исследования электрической дуги с изменением ее параметров во времени. Проведено сравнение четырех моделей вольт-амперной характеристики дуги переменного тока в дуговой сталеплавильной печи, которое показало, что три из четырех моделей не позволяют получать достоверный спектр высших гармоник тока и напряжения, генерируемых дуговыми электропечами. Они не отображают инерционность тепловых процессов в период зажигания и погасания дуги, в результате чего кривые тока и напряжения дуги в этих моделях отличаются от осциллограмм реальных печных дуг. Для сравнения результатов моделирования вольт-амперных характеристик дуги между собой и с результатами экспериментальных исследований в Matlab (Simulink) была создана модель одной фазы системы электроснабжения с дуговой сталеплавильной электропечью. При расчетах уровней высших гармоник тока и напряжения использовались параметры схем замещения печного трансформатора и короткой сети для печи ДСП-100НЗА с печным трансформатором мощностью 50 МВА. Получены графики напряжения на дуге, напряжения на шинах низкого напряжения печного трансформатора и тока дуги для каждой модели вольт-амперной характеристики. Показано, что наибольшее совпадение результатов гармонического анализа токов и напряжений с экспериментальными данными наблюдается для модели ВАХ, которая учитывает инерционность тепловых процессов в дуге и на электродах.

65-70 2
Аннотация

Приводится эмпирическая модель, позволяющая прогнозировать концентрацию оксидов азота при добавке водорода в топливно-воздушную смесь в поршневых двигателях с искровым зажиганием. Использованы результаты экспериментов, проведенных на одноцилиндровой установке УИТ-85. Для получения информации о процессе горения в цилиндре экспериментальной установки использовалось явление электропроводности углеводородного пламени. На основе моментов возникновения ионного тока у электродов датчика ионизации получены значения скорости распространения фронта пламени и ширины зоны турбулентного горения в удаленной от свечи зажигания зоне камеры сгорания. Приведены графики зависимостей скорости пламени и ширины зоны горения от коэффициента избытка воздуха при различной частоте вращения коленчатого вала и доле добавляемого водорода в топливно-воздушную смесь. При использовании датчика давления, установленного в камеру сгорания экспериментальной установки, получены значения индикаторного давления по углу поворота коленчатого вала. Приведена зависимость продолжительности основной фазы сгорания от скорости распространения пламени и ширины зоны турбулентного горения. Показано, что характеристики пламени в значительной степени определяют время на протекание процесса сгорания. Проведен анализ значимых параметров, влияющих на образование оксидов азота при добавках водорода в топливно-воздушную смесь двигателей с искровым зажиганием. Разработана эмпирическая модель на основе безразмерного комплекса параметров, позволяющая прогнозировать концентрацию оксидов азота при добавках водорода в топливно-воздушную смесь, изменении частоты вращения коленчатого вала и угла опережения зажигания в двигателях с искровым зажиганием. Приведенная модель позволяет оценивать концентрацию оксидов азота при тепловом расчете проектируемого двигателя.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 

73-77 6
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению влияния средств массовой информации (СМИ) на формирование общественного мнения по вопросам внешней политики. В статье даются определения понятиям «другие», «политические элиты», «общественное мнение», «зондаж общественного мнения», «коммуникативный механизм» и делается попытка описать роль влияния СМИ на результаты общественного мнения. Проводится обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования общественного мнения. В статье выделяются коммуникативные механизмы взаимодействия между политическими элитами и обществом. Рассматриваются функциональные особенности коммуникативного механизма русскоязычных СМИ в Латвии, основной целью которого является формирование мнения жителей Латвии по вопросам внешней политики в отношении России. Влияние русскоязычных СМИ в Латвии рассматривается как особый механизм формирования общественного мнения, созданный политическими элитами и функционирующий посредством СМИ. Приводятся названия основных печатных русскоязычных СМИ, а также имена владельцев издательских домов, тиражирующих русскоязычные печатные СМИ.

Отмечается, что принципиально важным фактором для формирования мнения о международной политике для русскоязычного населения Латвии является то, как международные события освещает русскоязычная пресса Латвии. Говорится о положении русскоязычных СМИ в Латвии до кризиса и после, отмечается докризисная возможность населения получать информацию по вопросам внешней политики из разных источников. Также освещается положение русскоязычных СМИ после кризиса 2008 г., что сказалось на уменьшении разнообразия публикуемых оценок международных событий. Рассматриваются особенности русскоязычных СМИ в Латвии, а именно их принадлежность издательским домам под руководством российских бизнес-элит. Выделяется ряд особенностей положения дел издательских домов, которые долгие годы выпускали русскоязычные газеты и журналы. Основное внимание в статье уделяется тому, как при помощи СМИ формируется общественное мнение у русскоязычного населения Латвии, основного потребителя информации на русском языке о положении дел в России и об отношениях Латвия – Россия.

78-81 6
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению профессиональной компетентности специалиста IT. Рассмотрена деятельность специалиста с точки зрения профессиональных навыков, особенностей аналитического мышления. Даются определения «критическому мышлению», «дивергентному мышлению». Представляется попытка раскрыть компетентность в особом виде мышления. Многомерный подход к исследованию интеллекта задает ритм в исследовании профессиональной компетентности. Проводится обзор русской и зарубежной литературы, посвященной изучению данной особенности. Отображается область научных отраслей в рамках, в которых ведутся исследования психологии. В статье выделяются основные свойства, присущие компетентности специалиста IT. Рассматриваются функциональные особенности аналитического мышления, цели его воздействия и развития, которое наполняет мышление специалиста. В качестве профессиональной деятельности посредством использования различных психологических средств. Навыки специалиста рассматриваются как уровень компетентности, в которой прослеживается эффективность мышления. Основной профессиональной целью аналитика является возможность как можно более приближенно спрогнозировать и учесть факторы, которые могут повлиять на исход конечного результата. Рассматривается и собственно креативное мышление, которое также не менее важно в развитии. В результате этого выделяется ряд методик, которые задают уровень компетентности и методов для решения задач. Основное внимание уделяется дивергентному мышлению, которое включает в себя ряд психологических функций мышления, которые будут прослеживаться в таких различных критериях, как беглость, оригинальность, чувствительность, образность. Данное качество компетентности специалиста формирует нестандартное мышление.

82-85 6
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению такого явления массовой коммуникации, как язык рекламы. Дается определение понятиям «язык рекламы», «рекламный текст» и делается попытка разграничения этих понятий. Проводится обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования рекламы. В статье выделяются основные черты, присущие языку рекламных текстов: как лингвистические, так и экстралингвистические. Рассматриваются функциональные особенности рекламного текста, цели его создания и предназначение, которое видится в первую очередь в оказании воздействия на потребителя посредством использования различных психологических, лингвистических, визуальных (графических) и других средств. Язык рекламы рассматривается как особая языковая структура, которая развивается по своим законам, иногда нарушая общелитературные нормы для усиления воздействия на адресата, так как преследует свои неязыковые цели. Основной коммуникативной целью рекламного текста видится побуждение потребителя к выбору рекламируемой продукции, товара, услуги и т. д. Говорится о специфике рекламных текстов, которая заключается в использовании наряду с вербальными средствами невербальных компонентов независимо от вида рекламы. Рассматриваются и собственно лингвистические особенности рекламных текстов. Выделяется ряд языковых средств, используемых в процессе создания рекламы, которые в свою очередь делятся на группы: фонетические, лексические, синтаксические, морфологические, стилистические и др. Основное внимание уделяется использованию стилистических и лексических языковых средств. В частности, приводятся примеры использования в рекламных текстах таких языковых средств, как метафора, гипербола, олицетворение, повтор, фразеологизм, неологизм, жаргонизм и др.

86-90 6
Аннотация

В предлагаемой статье рассматриваются основные факторы масштабного экономического роста экономики ФРГ в 1950-е гг. и сопутствующий ему процесс реализации целого комплекса реформ в рамках широкомасштабной социальной политики. Понятие «социальное государство» ассоциируется с общественно-политической и социально-экономической системой ряда высокоразвитых стран мира, прежде всего западноевропейских, обеспечивших собственным гражданам высочайший уровень социального благополучия. Одним из его эталонов и является образованная в 1949 г. на территории трех немецких западных зон оккупации Федеративная Республика Германия, где впервые в мировой конституционной практике было закреплено социальное государство как политическое и государственно-правовое установление (ст. 20 и 28 Основного закона ФРГ). В работе детально анализируется экономическая и социальная политика Федеративной Республики в рассматриваемый период, а также взгляды канцлера страны Конрада Аденауэра и министра экономики Людвига Эрхарда (считающегося отцом немецкого «экономического чуда») относительно особенностей их осуществления. Кроме того, исследуется взаимосвязь благоприятной экономической конъюнктуры, названной «экономическим чудом», и процесса становления социального государства в рамках реализации неолиберальной концепции социального рыночного хозяйства, положенной правящей буржуазно-демократической коалицией в основу социально-экономического развития Западной Германии. Автор обращает особое внимание на причины, почему в Федеративной Республике Германия, в отличие от других западноевропейских стран, где социально-государственное строительство осуществлялось по инициативе пришедших к власти после 1945 г. социалистических партий, начало широким социальным преобразованиям положило консервативно-либеральное по составу и идейно-политической направленности правительство.

91-95 4
Аннотация

Данная статья посвящена исследованию наречий, передающих низкую степень признака. В исследовании изучены и многоаспектно описаны особенности употребления наречий с семантикой незначительности признака в функции эвфемизмов в художественном тексте. В статье рассматривается употребление наречий с семантикой незначительности признака в качестве эвфемизмов в пяти аспектах: 1) аспект функционирования в языке и речи; 2) семантический аспект; 3) морфологический аспект; 4) синтаксический аспект; 5) стилистический аспект. Дается определение понятиям «эвфемизм», «семантический оператор» и делается попытка разграничения этих понятий. Рассматриваются функциональные особенности наречий, характеризующие низкую степень признака, выполнять эвфемистическую функцию самостоятельно и в составе сочетаний. Выделяются языковые единицы, к которым примыкают наречия типа несколько, немного в составе сочетаний в функции эвфемизмов в художественной речи. Особое внимание уделяется способности наречий с семантикой незначительности признака в функции эвфемизмов употребляться в сочетании с другими тропами. В частности, приводятся примеры из художественных текстов употребления наречий с семантикой незначительности признака в функции эвфемизмов с мейозисом, литотой, иронией.

96-100 9
Аннотация

Данная статья посвящена исследованию причин проникновения английских и американских заимствований в русский язык. Основное внимание уделяется роли СМИ в навязывании «чужих» слов, а вместе с ними определенных моделей поведения, непосредственно влияющих на изменение русских культурных констант. Проводится обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению данной проблемы. В статье указывается на немаловажный факт полного отсутствия мотивированности иноязычных слов, что не позволяет носителям русского языка точно определить их понятийное поле и вследствие этого заимствования являются «пустыми» денотатами в их сознании. Исследуются причины появления «чужих» установок, которые приводят к возникновению, проникновению и внедрению элементов «чужой» культуры в свою базовую. Проникновение заимствований рассматривается как процесс положительный и закономерный, так и отрицательный, вследствие необоснованного расширения сферы применения англицизмов и американизмов, особенно в речи молодежи. Выделяется ряд способов появления «чужих» слов в языке-реципиенте, подчеркиваются внутриязыковые причины закрепления англицизмов в речи. Возможным последующим результатом широкого функционирования заимствований в русском языке видится формирование новых поведенческих установок, норм, ценностей, морали и ориентаций, ранее не присущих русской культуре. Основное внимание уделяется роли заимствований в добавлении специфических коннотаций в понятийное поле русских слов и их способствовании в появлении новых ценностных ориентиров. Приводятся примеры использования заимствованных слов в значениях, отличных от значений, входящих в понятийное поле данного слова, а также влияния «чужих» понятий в «вымывании» основных значений слова, ранее находящихся в импликационале.

101-105 4
Аннотация

Статья посвящена исследованию социокультурных особенностей благотворительной деятельности российского социума. Российская благотворительность имеет многовековую историю и традиции и представляет собой сложное, многокомпонентное явление. На протяжении различных эпох трансформировались ее виды и формы, менялись субъекты и объекты, мотивы, побуждающие людей оказывать безвозмездную помощь, преобразовывалась система государственного регулирования данной сферы общественных отношений. Тем не менее, аспекты благотворительной деятельности, связанные с ее фундаментальными основаниями, остаются неизменными до сих пор. В связи с этим в данной статье феномен российской благотворительности рассматривается в контексте онтологической дихотомии «статика-динамика». Оставаясь неизменной в своих онтологических основаниях, благотворительность все же претерпевает определенные трансформации. Автором дан анализ фундаментальных статичных основ благотворительности, закрепленных в менталитете русского народа. Сделан вывод о том, что статичность базируется на особенностях менталитета российского суперэтноса и проявляется в сохранении его основных установок, в устойчивости социокультурной традиции оказания помощи наиболее незащищенным группам как приоритетного направления благотворительной поддержки всех исторических практик и всех форм благотворительности. Что же касается динамических изменений российской благотворительности, то они рассмотрены с точки зрения проблем глобализации как попытки вестернизации социальной культуры российского суперэтноса. Обосновано предположение, согласно которому динамические изменения обусловлены глобализационными процессами и связаны с появлением новых благотворительных практик потребительского общества, с изменением роли государства, со структурным преобразованием прежних институциональных форм общественной жизни и эволюцией институтов гражданского общества.

106-110 4
Аннотация

В статье рассматривается семантика личного местоимения первого лица в русле антропоцентрической парадигмы на материале английского и русского языков. Отмечается человекоцентризм, антропоцентризм, эгоцентризм системы местоимений. Очерчена теоретическая значимость изучения данной проблемы в работах ведущих лингвистов о природе, сущности и семантике личных местоимений первого лица. Утверждается, что местоимение я выражает личность говорящего и характеризует участника события как индивида, личность, самость. Множественная природа социальных, интерперсональных ролей Я находит свое отражение в языке и реализуется посредством личного местоимения я. Анализ эмпирического материала позволяет утверждать, что местоимение я не просто указывает на говорящего, а подчеркивает особые черты его Я, самости, выражает самооценку личности. Внимание привлекает биологическая составляющая личности, то есть живое Я, биологическое Я человека, а также его внутреннее Я со всеми чувственно-эмоциональными и ментальными проявлениями. Установлено, что личное местоимение я связано с понятием имиджа, впечатлением, самопрезентацией, отождествляющими  публичное Я, то есть одним из проявлений самости. Наблюдается целый набор значений, описывающих сущность человеческой природы посредством личного местоимения первого лица я. Анализ местоимения я в русском и английском языках демонстрирует его отсылочный характер и референтное употребление, то есть данное местоимение относится к индивиду, раскрывающему себя посредством местоимения я.

111-114 5
Аннотация

В статье рассматривается лингвистический статус субъекта в различных жанрах юридического дискурса; анализируются языковые средства, которые участвуют в вербализации субъекта высказывания. Автор подчеркивает, что субъект находит различное выражение в правовой коммуникации в зависимости от его включенности в дискурсивное экспертное сообщество. В статье автор подвергает корректировке сложившуюся в дискурс-анализе точку зрения на юридический дискурс как исключительно институциональную форму коммуникации, уточняя его статус с учетом достижений современной лингвистики. На основе проведенного анализа в контексте юридического дискурса было обнаружено два типа субъектов – Я-субъект и институциональный субъект. Автор отмечает, что Я-субъект получает эксплицитное представление в дискурсе, не скрываясь за безличными конструкциями, в то время как институциональный субъект «прячет» свою личность ради объективности излагаемой информации, следуя конвенциям дискурсивного сообщества. К языковым средствам, участвующим в позиционировании субъекта дискурса, были отнесены личные местоимения первого лица, имя собственное, институционально-ролевое имя субъекта, бессубъектные конструкции. Градуированная субъектность в юридическом дискурсе, которая была установлена на паре языков «английский/русский», рассматривается автором в качестве межъязыковой и межкультурной закономерности. Работа основывается на достижениях теорий постмодернизма (М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делез и др.) и антропоцентризма (Ю.С. Степанов, Э. Бенвенист, Е.С. Кубрякова и др.), а также на исследованиях дискурса (В.И. Карасик, А.М. Каплуненко, С.Н. Плотникова, Е.Ф. Серебренникова, Е.И. Шейгал, Дж. Суэйлз и др.).

115-119 8
Аннотация

В статье дается краткая историко-культурная характеристика многовековых российско-армянских отношений; выдвигается тезис, предполагающий, что армянские переселенцы, будучи социально ответственными гражданами, заняли достойное место в культурной и научно-технической жизни России; анализируются причины успешной адаптации армянской диаспоры к реалиям российской жизни. На конкретных исторических фактах в статье описывается участие армянских переселенцев в социально-экономической и культурной жизни южных регионов Российской империи и Северного Кавказа. Особое внимание уделяется деятельности армян – представителей крупного бизнеса. Анализируется личный вклад армян-предпринимателей Абамелек-Лазаревых, Гукасовых, Манташевых, Лианозовых в технологическое и экономическое развитие России.  

Исследование подтвердило культурную уникальность армянской диаспоры в России, их способность всецело слиться с многонациональным российским обществом, искренне служить новой родине, отдавая немало сил и средств для развития различных отраслей промышленности, науки и техники. Существенный вклад армяне внесли в развитие горнодобывающей отрасли на Урале и ее техническое переоснащение, совершенствование металлургического производства, становление электротехнической отрасли, добычу и переработку нефти, и другие технико-экономические проекты. Помимо этого, автор приходит к выводу, что армяне не забывали о просвещении молодого поколения, создавали условия для их образования, занятий наукой и искусством.

120-125 9
Аннотация

В статье осуществлен анализ существующих подходов к оценке эффективности целевых программ на примере дорожного фонда. С учетом современных методик оценки эффективности целевых бюджетных программ разработана комплексная модель оценки использования средств дорожного фонда. Выявлены основные проблемы функционирования и специфические характеристики дорожного хозяйства по следующим категориям особенностей: технические (состояние дорог), финансовые (уровень финансового обеспечения), управленческие (эффективность информационного обеспечения, планирование). Определены принципы эффективности, периодизация процесса оценки эффективности целевой программы, критерии и критериальные показатели эффективности, уровни эффективности. Представленная модель базируется на консолидации оценки бюджетного, социального, управленческого и экономического эффектов. С целью оптимизации оценивания эффективности использования средств дорожного фонда выделены основные этапы оценки: прелиминарный, бонитетный и финальный. Доказывается, что одним из направлений, связанных с повышением результативности расходования средств дорожных фондов, является мониторинг показателей, характеризующих оптимальное решение проблем их формирования, финансирования и реализации. Определены основные подходы к разработке методики оценки эффективности целевых программ дорожного фонда: комплексный, интегральный, иерархично-кумулятивный. Предложены критерии определения показателей эффективности целевых программ дорожного фонда с учетом бюджетного, социального, управленческого и экономического эффектов. Аргументируются критерии эффективности использования средств дорожного фонда, обусловливающие возможность непрерывного качественного мониторинга реализации целевой программы. Предложена система показателей и критериев оценки эффективности целевых программ дорожного фонда, призванная систематизировать различные аспекты эффективности, которые не исключают, а взаимно дополняют друг друга в едином комплексе. Обозначены преимущества процесса использования средств дорожного фонда в практике программно-целевого бюджетирования.

126-132 6
Аннотация

В статье рассматривается динамика трансформации занятости в крупнейших и крупных постиндустриальных городах Европы, а также отражение этих изменений в градостроительстве и отраслях экономики. Фокус внимания сосредоточен на автомобильных столицах Германии, на основе опыта которых прогнозируются функционально-градостроительные перспективы Тольятти. В статье поднимается актуальная тема крупных городов, претерпевающих постиндустриальные трансформации. Для российских и европейских городов характерен тренд сокращения доли занятости в промышленном производстве и появление инновационной инфраструктуры, которая стала отличительной чертой меняющихся индустриальных городов и становится крупным работодателем. В начале статьи автор показывает общие тенденции изменений в секторах экономик для всех европейских городов. В сравнительной динамике сравнивается крупнейшая столица европейской страны и крупный индустриальный центр. Наконец, рассматривается территориальная организация науки в Германии с акцентом на города между Штутгартом и Мюнхеном. Выявляются такие особенности региона, как наличие полицентричного «мегагорода» Мюнхена, появление наукограда в Ульме и ряд примеров технопарков и особых технико-внедренческих зон. Авторская схема «технологические парки и университеты в структуре городов Германии» является наиболее ценным обобщением, которым можно оперировать. На примере данной схемы отчетливо просматривается логика размещения технопарков в структуре городов Германии. Выводы по данной части исследования актуальны для Самарской области, в которой формируется агломерация, стоит вопрос в укрупнении и централизации университетов, решаются проблемы диверсификации экономик моногородов. Для крупнейшего моногорода Тольятти пример таких городов, как Штутгарт, Ингольштадт, Розенхайм, Ульм, чрезвычайно важен, так как в Тольятти происходит развитие инновационной экономики за счет появления Особой экономической зоны и технопарка.

133-137 1
Аннотация

Язык, согласно В. фон Гумбольдту, состоит из материи (субстанции) и формы. «Действительная материя языка – это, с одной стороны, звук вообще, а с другой – совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, которое совершается с помощью языка». Говорить что-либо о языковой материи в отвлечении от формы невозможно: «в абсолютном смысле в языке не может быть никакой неоформленной материи»; в частности, звук «становится членораздельным благодаря приданию ему формы». Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка.

Противопоставление формы и материи терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном.

В данной статье рассматриваются понятия «форма», «материя» – многозначность, характеристика, взаимосвязи, употребление данных понятий в философии и лингвистике. Понятия «форма» и «материя» присутствуют везде. В определенной степени, однако, форма по отношению к материи является более важным, а следовательно, основным. Содержание, в свою очередь, также может противопоставляться форме. Доказана неоднозначность формы и материи на примерах (от Аристотеля и Канта до современных философов и лингвистов). Дается определение материи как «материала» (с одной стороны) и «формы» (с другой стороны). Приводятся доказательства того, насколько важен для развития значения термина «форма» взгляд на «форму» с точки зрения образа. В предлагаемой статье противопоставляются взгляды немецкого лингвиста А. Марти и немецкого философа, языковеда В. Вундта о понятиях «форма» и «материя». А. Марти, приведя существенные аргументы, доказывает ошибочность взглядов В. Вундта.

138-143 4
Аннотация

В статье рассматриваются характеристики знания как сложной сущности. Подчеркивается связь научного знания со всем сложно выстроенным процессом работы со знанием как многофункциональным феноменом. Анализируются возможности знания и требования к нему. Рассматриваются различные аспекты и специфика работы с текстами в науке и образовании, обращается внимание на особенности их видения, понимания и применения; показывается их методологическая и методическая инструментальность. Ориентационная основа знания включает в себя научно-методические особенности, выраженные в действиях пишущего (говорящего) и читающего (слушающего), изучающего проблему (тему). Практичность влияния здесь задается последовательностью и полнотой выполнения того, что представлено в научно-методическом варианте ориентационной основы знания, выраженной в научно-методическом тексте, распредмечиванием текста и одновременно его интериоризацией студентом (обучающимся).

Методическое сопровождение и обеспечение выступает неотъемлемым и сложно заданным требованием развития, как образовательного процесса, так и особо программирующим, обеспечивающим фактом и фактором развития образования на всех его ступенях. Как социокультурный процесс, образование представлено в передаточной модели коммуникации. Познавательная природа образования не может функционировать и проявлять себя вне учета субъект-субъектной связи, взаимодействия в учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность как культурообразовательная деятельность показывает, что образование, в частности обучение наукам, создает ценности культурного порядка и в своих результатах, и, собственно, в актах познавательного образовательного отношения, где и представлена роль и природа научно-методического текста. Общество совершенствует себя когнитивно, значит, развивает, совершенствует когнитивные практики, которые по-разному описываются в теориях. В статье рассматриваются когнитивные практики в нескольких срезах: формирование когнитивных практик (нас будут интересовать наука и образование); социальная ценность и специфика когнитивных практик; взаимодействие когнитивных практик; наконец, конкретные формы, механизмы, составляющие когнитивную практику, устройство и особенности функционирования в когнитивных сферах (науке, образовании).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

147-150 2
Аннотация

Данная статья посвящена вопросу формирования методической компетентности преподавателя вуза в рамках использования дистанционной образовательной технологии и внедрения инноваций в учебный процесс. Глобальное реформирование отечественной системы образования страны сопровождается масштабным внедрением современных образовательных технологий, применение которых невозможно без компетентностных научно-педагогических работников, способных адаптировать привычные методики обучения к новым условиям интеграции образовательных систем. В работе представлены теоретические исследования относительно развития трактовки понятия «методическая компетентность», предпринята попытка уточнения структуры методической компетентности на основе компонентного анализа, определена взаимосвязь видов методической деятельности и компонентов методической компетентности, показано влияние методической деятельности на формирование методической компетентности преподавателя вуза. В данном контексте предлагается выделение в структуре методической компетентности инновационного компонента в качестве самостоятельного. В статье выявляется связь между методически грамотно выстроенной траекторией обучения студентов и успешным использованием дистанционных образовательных технологий, внедрением инноваций в учебный процесс, что закладывает основы обеспечения инновационной мобильности студентов. В работе также рассматривается необходимость наличия сформированной методической компетентности научно-педагогических работников, способствующей интеграции науки и образования и являющейся одним из главных показателей качества образования. Основное внимание уделяется проблеме формирования методической компетентности преподавателя вуза при выполнении им разных видов методической деятельности, говорится о нерешенности данной проблемы и в связи с этим представляющей огромный интерес для дальнейшего изучения.

151-153 4
Аннотация

В статье исследованы научные позиции в контексте психолого-педагогических исследований, в которых трактуется способность осознавать явления речевой действительности во взаимосвязи с представлениями об эмоциональном состоянии у детей дошкольного возраста. Рассмотрены вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Задаются основные позиции и условия формирования лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставится проблема изучения закономерностей приобретения этих значений, механизмов их развития. Определены характеристики, составляющие психологическую структуру слова, его семантическое строение. В статье рассматриваются вопросы, определяющие место и роль эмоциональных процессов в смысловых образованиях ребенка, осознание которых происходит в форме обозначений, являющихся результатом вербальной деятельности. В связи с этим автор подчеркивает влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. В результате исследования сделан вывод о том, что эмоции, а соответственно, и словарь эмоций детей дошкольного возраста развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Отмечается, что структурные компоненты деятельности оказывают непосредственное влияние на возникновение переживаний дошкольника, определяют мотивы и цели, формирующие эмоциональные представления. Сделаны выводы о том, что формирование вербализации связано с усвоением слова только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначаемых.

154-160 5
Аннотация

В данной статье раскрываются подходы к построению индивидуальной управленческой концепции руководителя дошкольной образовательной организации. Концепция управленческой деятельности руководителя строится на основе процессного, системного и синергетического подходов. Каждый подход описан, выделены положительные стороны их реализации. Использование этих подходов позволило нам занять принципиально новую позицию по отношению к изучению индивидуальной управленческой концепции (деятельности) руководителя, взглянуть на нее как на первостепенно важное звено в цепи инновационных преобразований, переживаемых современными дошкольными образовательными организациями, исследовать ее как целостную управляемую систему в единстве ее целевых указаний и структурных компонентов, которые взаимосвязаны друг с другом, с внешней средой. Интерес представляет обоснование индивидуальности для построения управленческой концепции и раскрытие разных ее сторон, что нашло отражение при определении структуры управленческой деятельности. В данной статье раскрывается направленность управленческой деятельности руководителя на достижение конкретных целей организации, что обеспечивается планированием, мотивацией и контролем. Обращается внимание на то, что процесс управления не должен быть сконцентрирован только на внутренних проблемах учреждения и ориентирован исключительно на выполнение задач, поставленных управленцами. Интерес представляет модель индивидуальной управленческой концепции руководителя ДОО, функционал которой – описание целей, содержания, принципов повышения управленческой компетентности руководителя и профессиональной компетентности его педагогического коллектива. Модель представлена блоками, структурируемыми по принципу соответствия основным содержательным видам повышения управленческой деятельности руководителя. Кроме того, прописаны задачи, формы организации, способствующие оптимальному решению поставленных задач, в пределах структуры каждого блока модели. Предлагаются индивидуальные маршруты руководителя дошкольной образовательной организации. Особое значение придается выработке принципов и направлений образовательной политики учреждений, в том числе и дошкольных образовательных организаций. Данная проблематика имеет многогранный характер.

161-165 7
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования языковой компетентности в области ведения и представления результатов  научно-исследовательской работы студентов высших образовательных учреждений. Говорится об актуальности повышения уровня языковой подготовки учащихся вузов (речь идет в основном о студентах нефилологических специальностей), а также обосновывается необходимость принятия мер по формированию языковой компетентности студентов в рамках научного функционального стиля русского языка на разных этапах образовательного процесса – от бакалавриата до аспирантуры, в первую очередь тем, что получение высшего профессионального образования неизбежно сопровождается самостоятельной научно-исследовательской деятельностью (написанием рефератов, курсовых, дипломных работ, научных статей и т. д.). Описывается зависимость качества представления результатов научно-исследовательской работы студентов от их компетентности в области владения письменной речью и языковыми особенностями научного стиля. Проводится параллель между уровнем развития у учащихся языковой компетентности в области научно-исследовательской деятельности и уровнем формирования научного мышления в целом. Дается определение таким понятиям, как «языковая компетенция», «языковая компетентность» и «текстовая компетентность». Проводится обзор литературы, посвященной формированию научно-исследовательской и языковой компетентности. Предлагается решение проблемы формирования языковой (текстовой) компетентности студентов вузов в сфере научно-исследовательской деятельности, которое видится в первую очередь в возможности разработки и внедрения в образовательный процесс интегрированного курса «Научно-исследовательская работа студентов», в основу которого будут положены изучение основ научного текста, а также выработка практических навыков и умений по созданию текстов различных жанров научного стиля русского языка. 

166-172 4
Аннотация

Рассматриваются теоретические предпосылки проектирования системы профилирования математической подготовки бакалавров на основе интегративного подхода к обучению. Анализ потребностей использования математического аппарата для изучения смежных дисциплин показал, что в настоящее время сохраняется традиционное противоречие между потребностью в профильной дифференциации математического образования специалиста и традиционными подходами к математической подготовке специалистов технического профиля. Из выявленного противоречия возникает проблема выделения научных обобщений, разработки на этой основе эффективных педагогических технологий обучения профессионально направленным курсам в системе высшего профессионального математического образования.

Исследование уровня сформированности у студентов научных понятий позволило определить, что в практике математической подготовки студентов технических вузов отсутствуют системные знания по реализации межнаучных понятий, необходимых инженеру в его профессиональной деятельности. Наблюдаемое отсутствие достаточно прочных профессионально ориентированных связей возможно устранить, на наш взгляд, с помощью планомерного и целенаправленного развития содержательно-методических линий курса математики и раскрытия их прикладного аспекта через профильную дифференциацию в курсе высшей математики.

Обоснованы концептуальные положения и предложена пространственно-временная модель технологии профилирования математической подготовки студентов технических вузов, а также методика ее реализации. Проведен эксперимент.

Эксперимент включал два этапа: констатирующий и обучающий. Целью констатирующего этапа экспериментального исследования было выявление начального уровня знаний, умений и навыков студентов, мотивации их профессиональной деятельности, наличия профессионально важных качеств. Обучающий эксперимент предполагал активное вмешательство в образовательный процесс путем применения основных положений сконструированных системы и технологии. Сопоставление данных, полученных по результатам обучающего этапа эксперимента, с данными констатирующего этапа показало, что реализация авторской системы и технологии позволила повысить качество профессионально ориентированной подготовки респондентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными и доказала эффективность предлагаемого подхода к ее организации в техническом вузе.

173-179 6
Аннотация

Растущее число иностранных студентов в вузах по всему миру формирует новые требования к профессиональной подготовке научно-педагогических работников. Преподавательский состав сталкивается с новыми проблемами, связанными с различиями в понимании социальной позиции преподавателя и студента в различных культурах; уместностью (применимостью) содержания учебных курсов; особенностями познавательных способностей студентов; различными моделями взаимодействия «студент – преподаватель» и «студент – студент» в различных культурных контекстах. Для решения данных проблем требуется профессиональная готовность научно-педагогических работников к интернационализации вуза. Данная статья изучает требования к научно-педагогическим работникам, предъявляемые для профессиональной деятельности в международных студенческих группах. В качестве основных существенных направлений внутренней интернационализации с позиции научно-педагогических работников выделяются: воздействие культурного разнообразия, интернационализация образовательных программ и учебных планов и выявление особенностей преподавания и обучения в межкультурной среде. Изучаются особенности формирования правильного восприятия и понимание других культур; развития способности общаться и взаимодействовать с людьми с разным культурным и образовательным опытом как обязательные условия преподавания и обучения в межкультурной среде. Описываются знания, навыки, характерное отношение у преподавателей и студентов к процессу обучения, а также требования к разработке программ интернационализации университетов, направленные на формирование осведомленности руководителей вузов о конкретных качествах и навыках, необходимых для работы в интернациональной академической среде, для использования при идентификации значимых различий, связанных с отбором персонала и организации при повышении квалификации действующих сотрудников, на формирование у студентов дополнительной ценности обучения в межкультурных условиях.

180-185 6
Аннотация

В статье рассматриваются понятие «потенциал педагога», условия формирования потенциала в процессе профессионального образования, развитие у педагога культуры инвестирования в «себя», актуализация потенциала на этапе непрерывной профессиональной деятельности посредством разработки и внедрения в дошкольной образовательной организации (ДОО) социально-педагогических проектов.

Автор: а) исследует трактовку понятия «потенциал педагога» как интегральное личностное качество, предполагающее способность исходить из гуманистических смыслов и правовой направленности в профессиональной деятельности, организовывать эффективную профессиональную деятельность, стимулирующую инициативу, познавательную и общественную активность, содействующие индивидуальному своеобразию личности; б) предлагает дополнить характеристику потенциала таким личностным проявлением, как готовность педагога к непрерывному собственному развитию и инвестициям «в себя»; в) уточняет понятие «культура инвестирования самого себя» как личностное проявление педагога, предполагающее осознание им потребности и возможности непрерывного собственного развития на каждом этапе жизненного цикла и профессиональной деятельности для достижения состояния конгруэнтности (лат. сongruens – целостность), полноты существования; г) выделяет этапы формирования культуры инвестирования: этап профессионального образования, предполагающий осознание педагогом потребности в развитии собственных ресурсов и возможностей; этап дополнительного профессионального образования, обусловленный приобретением педагогом профессионального опыта и поиском эффективных способов передачи социального опыта обучающимся, а также условий актуализации потенциала воспитателя ДОО, включающих обеспечение отбора специфических видов деятельности и их соразмерное чередование в процессе профессиональной деятельности; и моделирование социально-образовательного пространства для формирования общей культуры детей и педагогов; д) представляет опыт инновационной деятельности педагогов ДОО «Солнышко» г. Сенгилея и ДОО «Ромашка» р.п. Ишеевка Ульяновской области по моделированию образовательного пространства для формирования общей культуры детей и педагогов посредством реализации социально-педагогических проектов.

186-189 7
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования профессиональной компетентности бакалавра, степени его профессионального мастерства, развития и постижения профессии, обучения необходимым знаниям для реализации карьерного роста. Проводится обзор научно-педагогической литературы о понятии профессиональной компетентности бакалавра как степени профессионального мастерства, включающей потребностную, мотивационную, операционную и техническую сферу индивида для обеспечения соответствующей образовательной подготовки, способствующей овладению необходимыми знаниями для реализации своей карьеры. В статье выделяются основные направления профессиональной подготовки в системе высшего образования, где в условиях быстрого изменения технологий и производств все более приоритетной становится тенденция к интеграции знаний и доминирующие дисциплины специально-технического цикла все более опираются на основы различных технических и технологических дисциплин, включающих в себя знания, умения и навыки, вследствие чего интеграционный процесс приобретает комплексный характер. Основной целью осуществления моделирования формирования профессиональной компетентности является определение ее структуры, содержания и совокупности компонентов (конструктивных, организаторских, проектировочных, коммуникативных). Рассматриваются особенности профессиональной компетентности, включающие в себя мотивационные, содержательные и ценностные компоненты. Основное внимание при проектировании модели системы формирования профессиональной компетентности уделяется процессу овладения будущим специалистом необходимых профессиональных знаний и опыта, а также умению быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в современных технологиях и производствах.

190-195 4
Аннотация

В статье представлена модель управления качеством образовательного процесса в вузе, системообразующим элементом которой является учет требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Работодатели рассматриваются автором статьи как активная заинтересованная сторона вуза, запросы и потребности которой учитываются на всех этапах управленческого цикла. Сформулированы основные теоретические положения, составляющие основу построения модели: теория управления качеством высшего образования на основе мониторинга (Е.И. Сахарчук, М.Ю. Чандра и др.), теория всеобщего управления качеством (Total Quality Management), модель всеобщего контроля качества (Total Quality Control). При построении модели также учтены шаги управленческого цикла Шухарта-Деминга: планируй (Plan) – делай (Do) – проверяй (Check) – корректируй (Act), что позволяет за счет цикличности реализации этапов обеспечить целостность управления качеством образовательного процесса.

Авторская модель включает в себя три этапа: этап разработки модели качественного образовательного процесса, этап реализации качественного образовательного процесса и этап совершенствования качества образовательного процесса. В статье представлено описание каждого этапа, в том числе содержание функций работодателей, которые они реализуют на каждом этапе управленческого цикла: прогностическая, преобразующая и экспертная и формы взаимодействия сферы труда и вузов.

Особое внимание уделено вопросам мониторинга требований работодателей, который представлен как неотъемлемый элемент системы управления качеством образовательного процесса в вузе, имплицитно реализуемый на каждом этапе. Также обоснованы критерии для разработки диагностического инструментария мониторинга, позволяющего выявлять мнение заинтересованных сторон о качестве всех компонентов образовательного процесса: цели, технологий и содержания. 

196-204 4
Аннотация

Современные тенденции развития художественной педагогики убеждают в необходимости разработки комплексной модели образовательных аспектов изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является сложнейшим процессом не только по ряду составных его элементов, но и по сложности каждого из них. В материалах статьи показаны прогностические подходы к определению программного содержания и структурирования его компонентов в зависимости от ситуационных условий. Основные положения раскрыты в дидактических принципах рисования с натуры, задана упорядоченная система образовательных задач. 

На примере анализа механизмов визуального мышления в аспектах обобщенного (образного), аналитического (технического), целостного (художественно-образного) восприятия обоснован алгоритм изучения формально-языковых категорий понятийного аппарата теории рисунка. Выявлены оперативные единицы, определяющие выбор элементов учебной постановки натюрморта и их композиционной организации в ее структуре. Обозначены требования к постепенному усложнению предметных и смысловых признаков натюрморта в соответствии с развитием опорных психологических механизмов и операционных умений обучаемых, с учетом диалектики познавательного процесса и традиций академической школы изобразительной грамоты.

Предлагаемый комплект табличных формуляров отражает логику распределения учебного материала и планирования программного содержания, задает требования к его усвоению, определяет уровни обученности, задает параметры контроля.  

Примененный комплексный подход к выявлению сущностных характеристик изобразительной деятельности позволяет исследовать, обосновать и сформулировать базовые закономерности, принципы, методы и условия реализации любого программного содержания, выявить его ключевые элементы, их связи и отношения. Может использоваться в задачах развития проектно-прогностической культуры учителя.

205-210 4
Аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты процесса формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров по направлению подготовки «Туризм» в вузе. Ранее было определено, что данная компетенция направлена на межкультурную коммуникацию будущего бакалавра туризма в регионе профессиональной деятельности. Следовательно, формирование этой компетенции происходит в рамках профессиональной подготовки в процессе изучения иностранных языков. Формирование регионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров туризма осуществляется на основе педагогических технологий, помогающих ответить на важные вопросы: «чему учить?», «что учить?», «как учить?», «при помощи чего учить?». Соответственно, в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наполнения тематического содержания обучения иностранным языкам, организационно-процессуальный аспект – формы обучения, методы и средства, используемые в обучении иностранным языкам и способствующие эффективному формированию данной компетенции. В работе рассматриваются принципы коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранным языкам, определяется роль преподавателя в обучении иноязычной коммуникации. В процессе исследования было установлено, что формирование регионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров туризма происходит с применением традиционных методов и информационных и коммуникационных технологий. Среди традиционных методов обучения автором отмечены метод дискуссии, метод case-study, ролевые и деловые игры. Также в работе при рассмотрении информационных и коммуникационных технологий анализируются дидактические возможности и преимущество интернет-услуг – интерактивные, вещательные, поисковые. В частности, было установлено, что использование видеоконференции позволяет не только осуществлять общение с носителем языка, но и организовывать дистанционные занятия, принимать участие в конференциях (региональных, международных и т. д.).

211-215 7
Аннотация

Цель статьи – определение доминантных ценностных ориентиров учащихся и методических путей их формирования в условиях Нового времени – времени модерна, переживающего ныне кризис человека. Причина кризиса объясняется технологическим подходом к человеку, способствующим созданию идеологии прагматизма, потере человеком смысла и цели жизни, что приводит к потере и самого человека как ценности и к тому, что в образовании все более совершается подмена содержательного на формальное, сути – на симулякры, за знаниями фактов, подробностей не проглядывается духовное ядро явления. Углубление кризиса видится и за счет интернет-революции, разрушающей иерархическую систему знаний.

Задачи, реализующие цель работы, связаны с обоснованием и разработкой следующих педагогических условий для актуализации в учебной работе над художественным текстом ценностных ориентиров учащихся: создание их особого настроя на воспринимаемое, эмоционального проживания, сакрального погружения; определение духовной идеи изучаемого произведения при ее понимании как основы нравственности и достоинства, а духовности – как осознания происходящего в контексте вечности и культуры, в контексте своей жизни в целом; акцентирование иррациональной составляющей изучаемого, влияющей на такие важные стороны восприятия мира, как нравственная, эстетическая, ценностная, правовая, моральная оценка происходящего, нравственная мотивация поступков; преодоление виртуального пространства для сохранения своей идентичности; приобретение знания критериев, позволяющих отличать классическую литературу от массовой; освоение писательского варианта смысла жизни и образа его речи в целом; исследование ментальных образований, отсылающих к высшим ценностям.

Научная новизна работы заключается в обозначенном комплексе педагогических условий. Опытно-экспериментальное обучение, подтвердившее высокую результативность актуализации ценностных ориентиров учащихся в предложенном варианте, проведено в ГБОУ лицея с. Хрящевка, Ставропольского района, Самарской области на примере изучения русских народных сказок.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)