Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

Опубликован: 30.09.2015

Том 2, № 3 (2015)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 

181-187 13
Аннотация

Проведенный анализ основных мировых статистических данных по образованию подтверждает наметившуюся в последнее время тенденцию повышения внимания руководства всех стран мира к вопросу образования. Поэтому стремление менеджмента университетов и правительств к повышению мировой привлекательности вузов требует осведомленности о мировом образовательном пространстве, что подтверждает актуальность данного исследования. Опираясь на глобальную базу данных Евромонитор и другие статистические источники проведен анализ общих затрат на образование в странах мира, доли высшего образования среди экспортируемых услуг, доли импорта образовательных услуг в общем объеме рыночных операций, а также общих расходов на импорт образовательных услуг. В общемировом масштабе, по прогнозам, правительственные и потребительские расходы на образование будут продолжать расти, особенно в странах с развивающейся экономикой, а увеличивающаяся роль образования продолжит предоставлять все больше возможностей большему числу людей и компаний. В статье рассмотрена ситуация с российским образованием, выделены направления проводимой в настоящее время реформы в высшей школе: финансирование высшего образования, изменение его структуры и повышение конкурентоспособности российских вузов. В решении проблемы недостаточности финансирования высшего образования выделены варианты развития событий. Отличие структуры отечественно высшего образования от зарубежного определено рядом особенностей, присущих российской общеобразовательной школе, которые раскрыты в статье. Проведенное исследование позволило спрогнозировать следующую ситуацию: учитывая осложнение экономико-политической ситуации на внешней арене, российским вузам следует быть готовыми к повышению конкуренции в борьбе за студента, которая, не ослабевая, будет ужесточаться в ближайшее время.

188-192 12
Аннотация

В настоящей статье рассматриваются тенденции, связанные с развитием тезаурусной лексикографии. В центре находится метаязык современной лингвистики, основным компонентом которого является лингвистическая терминология. В работе предлагается технология тезаурусного моделирования семантики лингвистических терминов зарубежного и отечественного языкознания.

Особое внимание уделяется обзору достижений, достигнутых в рассматриваемой области исследователями кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинского государственного университета. В частности, анализируется тезаурусная модель метаязыка французской лингвистики, построенная Ю.И. Горбуновым. Эта модель включает три модуля, которые отражают основные разделы французской лингвистики: грамматика, фонетика и лексикология.

На материале французского языка подробно рассматриваются результаты тезаурусного моделирования терминологии социолингвистики, полученные Е.Ю. Сенницкой. Итогом ее исследования явился словарь идеографического типа – французско-русский социолингвистический тезаурус, который рассматривается в качестве лексикографической модели информационно-семиотической природы метаязыка французской социолингвистики.

Значительное место в статье отводится анализу результатов исследования метаязыка английской лингвистики. В этом направлении представляют интерес работы Е.Ю. Горбунова, который предлагает использовать тезаурусный подход при изучении семиотической природы метаязыка английской морфологии и морфосинтаксиса.

В свою очередь, Ю.В. Ведерникова также обращается к методике тезаурусного моделирования в процессе изучения семантики терминологии английской когнитивной лингвистики. В результате своего исследования она предлагает тезаурус английской терминологии когнитивной лингвистики, который имеет электронную форму представления.

Особый интерес вызывает исследование И.И. Жучковой, которая использует технологию тезаурусного моделирования применительно к терминологии англоязычной лингвистики текста. И.И. Жучкова построила лингвистическую модель, которая в системно-структурированном виде представляет основную часть метаязыка англоязычной лингвистики текста.

В результате анализа новых тезаурусных моделей английской и французской лингвистической терминологии делается вывод о необходимости их использования в качестве лингводидактического инструмента формирования профессиональной компетентности лингвистов.

193-198 12
Аннотация

Данная статья посвящена анализу и систематизации теоретического материала в области медиалингвистики и политической лингвистики, основой которого ставится выявление ключевых характеристик имиджевого политического медиатекста как главного средства создания политического имиджа.

В статье на основании богатого теоретического материала систематизируются и уточняются такие термины, как «текст», «медиатекст», «сверхтекст», «политический текст» и «имиджевый текст». При этом детально рассматриваются функциональные особенности каждого из приведенных выше терминов и возможности использования содержательной стороны этих терминов как базы для детерминирования «имиджевого политического медиатекста».

Имиджевый политический медиатекст является ключевой единицей формирования политического имиджа, выступая одновременно и как инструмент, и как отражение процесса имиджеполагания. При этом медиатекст как средство создания политического имиджа крайне редко попадает в поле зрения современных исследователей. В этой связи рассмотрение функциональных, лингвопрагматических особенностей имиджевого политического медиатекста применительно к разным языковым коллективам представляется особенно интересным и актуальным.

Изучение современных лингвопрагматических исследований позволило нам дать развернутое и точное определение понятию «имиджевый политический медиатекст». На наш взгляд, для более точного понимания процессов формирования политического имиджа необходимо провести полный обзор его сущностных характеристик как сверхтекста с определенными лингвопрагматическими установками, отличающегося медийностью, поликодовостью и целенаправленностью, а также рассмотреть функции имиджевого политического медиатекста в общественно-политическом пространстве.

Таким образом, имиджевый политический медиатекст можно детерминировать как сверхтекст, инициированный политической системой одной страны, функционирующий в пространстве публичных политических коммуникаций другого государства, в котором речь идет об актуальных политических проблемах, служащий целям формирования, поддержания и коррекции позитивного имиджа субъекта, обращенный к потенциально массовой аудитории и распространяемый через средства массовой информации.

199-203 9
Аннотация

В данной работе на основе оценки частотности ключевых слов международного стандарта ISO 9001 проводится сравнение четырех моделей с 1994 по 2015 годы, что позволяет определить основные тенденции изменения требований к системам менеджмента качества. Кроме того, определение таким образом весомости ключевых слов позволило провести сравнительную оценку между моделью требований международного стандарта и существующей моделью менеджмента организации за счет расчета коэффициента корреляции. Рассчитанный коэффициент корреляции позволил спрогнозировать тот уровень сопротивления, который может возникнуть на этапе внедрения новых требований международного стандарта. Расчет и демонстрация несогласованности моделей стандарта и действующего менеджмента могут быть использованы при формировании программы повышения квалификации перед началом внедрения новых требований. При построении модели менеджмента предприятия руководителям было предложено ответить на анкетный опрос. Анкета содержала в себе перечень ключевых слов международного стандарта ISO 9001, руководителям было предложено распределить значимость данных требований в принятой на предприятии модели менеджмента. В результате было установлено, что для рассматриваемых предприятий уровень сопротивления внедрению новых требований составит 37 % и 42 % соответственно. А модель их менеджмента ближе всего к требованиям ISO 9001: 1994 года. Из результатов сравнения версий стандартов от 1994 года к 2015-му было отмечено, что требования перешли из области контроля качества к области менеджмента качества к 2000 году, а в 2015-м будет смещение акцента от анализа документации к менеджменту рисков и руководству организацией.

204-212 14
Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности отношения к Посланию к галатам апостола Павла в новое и новейшее время. Касаясь толкования послания на протяжении его научного изучения, анализируются некоторые современные трактовки этого источника. Делается попытка раскрытия проблемы изучения религиозного послания с точки зрения его художественной ценности. Показывается, как древний автор решает проблему достижения максимального влияния текста на аудиторию.

В применении к критической литературе по избранной теме нами использован метод анализа и синтеза. В качестве основного метода исследования взят также сравнительный анализ избранной литературы. В анализе материалов использованы индукция и дедукция как основные научные методы, позволяющие сделать выводы при рассмотрении текста источника и критических материалов.

В качестве достигнутых в работе результатов можно выдвинуть тезисы:

– Послание к галатам апостола Павла имеет художественную ценность;

– литературный подход к изучению Послания к галатам апостола Павла позволяет по-новому раскрыть содержание источника и показать справедливость отношения к Павлу как к писателю.

Изучение литературных особенностей Послания к галатам позволяет выявить особенности влияния его текста на адресатов и по достоинству оценить художественное мастерство автора, поддержав взгляд на него как на писателя.

Анализ используемых в Послании художественных средств позволяет увидеть в развитии мировой литературы процесс взаимовлияния ее художественного и религиозного направлений.

Исходя из того, что Послание апостола Павла к галатам имеет художественную ценность, делаются выводы, что религиозные источники повлияли не только на общественное мнение, но и на развитие художественного слова своей и последующих эпох.

213-216 15
Аннотация

В статье рассматриваются ошибки в переводе, вызванные деструктивной грамматической интерференцией. Целью работы является определение причин деструктивной грамматической интерференции в переводе аннотаций с русского языка на английский. В работе применяется метод сопоставительного анализа переводов. Материалом для исследования послужили переводы аннотаций к научно-техническим статьям, опубликованным в ведущих российских журналах. Актуальность статьи обусловлена важностью перевода аннотаций к научным статьям в связи с интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний, в международное научно-информационное пространство. Нередко аннотации переводятся лицами, владеющими английским языком, но не имеющими базового переводческого образования и незнакомыми с переводческими приемами, позволяющими избежать ошибок на различных языковых уровнях. Ошибки в переводе аннотаций не только снижают качество статей, но и оказывают негативное влияние на имидж научного журнала.

В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что основными причинами деструктивной грамматической интерференции являются различия в системах исходного и переводящего языков, недостаточное и избыточное выявление единиц и функций исходного и переводящего языков.

Негативное влияние грамматической интерференции на качество перевода требует изучения данного феномена и развития переводческих компетенций, которые позволят ее избежать или свести до минимума. Для этого необходимо обращать внимание студентов-переводчиков на морфологические, синтаксические и пунктуационные различия в языковых системах языков уже на начальном этапе обучения переводу.

217-221 10
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению понятия информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих. Целью информатизации государственной службы является рационализация деятельности служащих за счет использования информационных и коммуникационных технологий. Процесс информатизации государственного управления предъявляет новые требования в области повышения компетентности как к государственным служащим со стажем, так и к выпускникам вузов и претендентам на вакантные должности государственной службы. Однако практический опыт показывает, что государственные служащие далеко не всегда обладают необходимыми квалифицированными умениями.

В статье обосновано авторское определение информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих. Ее структура представляется в виде четырех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, деятельностного, мотивационно-личностного, рефлексивного. Также обосновывается тот факт, что виртуальная коммуникация должна являться неотъемлемым элементом информационно-коммуникативной компетентности государственного гражданского служащего.

В статье излагаются результаты авторского социологического исследования состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих Белгородской области. Исследования проведено с использованием методов экспертного опроса и анкетирования государственных гражданских служащих Белгородской области. Также сделан вывод о необходимости ее развития. Под развитием компетентности понимается ее переход на качественно новый уровень. Уровень развития определяет степень эффективности использования информационных и коммуникативных технологий в служебной деятельности. Автором предлагается следующая классификация уровней развития информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих: базовый, расширенный и профессиональный.

Социологическая диагностика информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих предполагает следующим шагом разработку рекомендаций по ее развитию. Сделана попытка обоснования применения социальных технологий. Предлагается алгоритм технологизации, включающий прохождение трех взаимосвязанных этапов.

222-227 11
Аннотация

Статья посвящена проблемам исследования возрастно-психологических аспектов сексуального и репродуктивного здоровья молодежи, сексуальных представлений и особенностей репродуктивного поведения молодежи. В статье отражены современные подходы к пониманию специфики формирования сексуальности человека в онтогенезе, выделены уровни регуляции репродуктивного поведения. Определены особенности формирования полоролевой идентичности на различных возрастных этапах, рассматривается влияние семьи и других социальных институтов на становление моделей полоролевого и сексуального поведения. Обосновано значение периода юности и ранней взрослости как этапа оформления сексуальной идентичности личности, осознания и отработки сексуальных реакций личности, выстраивания взаимоотношений с противоположным полом.

При рассмотрении вопроса обеспечения оптимальных условий становления сексуальной идентичности личности аргументированно доказывается необходимость опоры на выделенные критерии нормы сексуальности.

Выделены социальные, исторические и культурные факторы становления сексуальной идентичности личности: социальная стратификация, соотношение психофизиологического и социального статусов личности, информационная составляющая просвещения. Рассмотрены социально-психологические регуляторы репродуктивного поведения, имеющие уровневую характеристику. Проанализированы особенности сексуального и репродуктивного поведения человека, имеющего внебрачные сексуальные отношения.

Приводятся данные пилотажного исследования, направленного на выявление основных особенностей представлений молодежи о сексуальном здоровье, брачном, репродуктивном и родительском поведении. Данные, полученные с помощью анкетирования, специально разработанных и пробированных методик и беседы, анализируются с точки зрения осведомленности респондентов о различных аспектах сексуального здоровья: социальных, психологических и медицинских, например, в вопросах контрацепции и особенностей репродуктивной мотивации. Выводы, сформулированные по результатам исследования, могут быть использованы в рамках психологической работы в индивидуальной работе, а также в добрачном и семейном консультировании.

228-234 11
Аннотация

В процессе познания выявление правильного ориентира, а в дальнейшем задание направления жизни человечества, его развития по эволюционному пути – первостепенно. Прежде всего направление развития зависит от состояния сознания людей на Земле. Поэтому в статье мы анализируем аспекты формирования коллективного сознательного на основе рассмотрения эволюционного процесса развития сознания человека и социальных процессов в обществе, что и составило цель нашего исследования.

На основе модели АГОЛМ проведен анализ этапов эволюционной изменчивости сознательного с акцентом на его коллективной сущности, а также соответствующих им состояний общественных процессов на протяжении веков. Представлено развитие человеческого сознательного через четыре этапа – от коллективного бессознательного до необходимого сегодня для эволюции коллективного сознательного.

Проведенное исследование показало, что дискурсивное мышление является формирующим фактором для создания коллективного сознательного при условии определенной степени развития у человека духовно-нравственного потенциала. Выявлено, что отличительным признаком настоящего состояния общества, соответствующего четвертому этапу эволюционного конуса, является необходимость создания творческих (малых) групп с коллективным мышлением, способных решать глобальные задачи, стоящие перед человечеством в его развитии.

В высшей школе сегодня сосредоточены мировые умственные резервы. Поэтому в дальнейшем наши исследования будут сконцентрированы на нахождении факторов, позволяющих совершенствовать личностные качества будущего выпускника высшей школы, которые создадут основу для формирования коллективного сознательного.

235-239 11
Аннотация

Статья посвящена исследованию высказываний с включенными модальными частицами. Данные высказывания рассматриваются с позиции когитологической концепции (одного из направлений исследований когнитивного характера), согласно которой наука когитология дает многогранное, многоаспектное объяснение знаниям, воплощенным в языке, и знаниям, обозначаемым и выражаемым с помощью языка в коммуникативно-речевом контексте. Отмечено, что любое высказывание создается мыслящим субъектом, который более или менее объективно/субъективно представляет реально-онтологическую ситуацию, дает оценку ее содержанию и характеризует свое отношение к другому субъекту – адресату. Дается определение понятиям «коммуникема», «прагмема» как отдельных и комплексных единиц смысла. Особое внимание уделено модальным частицам, которые взаимосвязаны и зависят от концептуально-когниционной структуры высказывания. Показано, что частицы попадают непосредственно в сферу коммуникации и прагматики, потому что их интерактивное значение сводится к указанию на пресуппозиции и на разного рода фоновые компоненты, а их главное предназначение заключается прежде всего в достижении того или иного коммуникативного эффекта. Уточнена коммуникативная значимость частиц, а также важная функция, которую они выполняют в построении высказывания, что определяет их важную роль в процессе овладения языком. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что модальные частицы маркируют способы представления обозначаемой реально-онтологической ситуации, поэтому их необходимо исследовать в коммуникативно-прагматическом ракурсе, иначе говоря, выявлять их иллокутивную нагрузку в рамках субъектно-предикатных речевых единиц, т. е. предложений-высказываний. По результатам проведенного исследования установлено, что модальные частицы играют ведущую роль как в плане реализации говорящим различных интенциональных установок в рамках высказывания (задают определенную коммуникативно-прагматическую перспективу), так и в плане адекватного понимания содержания высказывания слушающим и воздействия на него со стороны говорящего в акте регулируемой интеракции.

240-245 10
Аннотация

В данной статье рассматриваются возможности представления социального конфликта и его некоторых характеристик с помощью математики в контексте социально-энергетического подхода.

Данное направление исследований является сегодня чрезвычайно актуальным в связи с необходимостью создания прогностического аппарата для подобных явлений.

Методология статьи включает в себя методы математического моделирования на основе нелинейной динамики, системного подхода и винеровских процессов.

В начале статьи автор дает краткую классификацию социальных конфликтов, а также описание состояния науки в данной области знания. Выделяются четыре основных типа конфликтов по нескольким типам их локализации и условий возникновения, различных субъектов и их групп.

Представляются также основы социально-энергетического подхода, его аппарат и представление о потоке энергии через социальную систему, в том числе с помощью графического векторного отображения. В основе социально-энергетического подхода лежит нелинейная динамическая модель, а также элементы фрактальной геометрии для описания внутриструктурных распределений в обществе.

Рассматриваются три основные теории о классификации социального конфликта: Козера, Дарендорфа, Боулдинга. Выделяются два аспекта социального конфликта: статический и динамический.

В результате выводятся определенные обобщенные утверждения, справедливые для большинства типов социальных конфликтов, а также математически определенная концепция социального конфликта. Данная концепция позволит в дальнейшем создать математическую модель социального конфликта на основе стохастических дифференциальных уравнений. Подобный инструмент способен корректно выявить определенные характерные закономерности этносоциальных конфликтов, также условия их генерации и локализации.

246-252 13
Аннотация

В рамках настоящей публикации исследуется характер взаимодействия дискурса и жанра, устанавливаются тождественные тенденции в развитии дискурса и жанра, осуществляется характеристика жанра как значимого атрибута дискурса.

Современные подходы к изучению дискурса активно используются отечественными лингвистами для определения границ сказочного дискурса и выявления его конститутивных признаков. Принадлежа к области фикционального дискурса, сказочный дискурс не может быть полностью отождествлен с фантастическим дискурсом.

Сопоставительный анализ содержания понятия «жанр» в дискурсивных и фольклорных исследованиях позволяет выявить устойчивую корреляцию жанровых особенностей текста с жанровыми характеристиками соответствующего дискурса и снимает искусственное противопоставление дискурсивного и фольклорного жанров по признаку динамичности – статичности. В отношении англоязычного сказочного дискурса наиболее важным жанроворазличительным параметром и конституентом сказочности становится чудо/чудесное.

Англоязычный сказочный дискурс обладает полевой структурой. Его ядро формируется народной сказкой в ее жанровых разновидностях, периферия образована несказочными жанрами – быличками, легендами, преданиями. Обращение к жанрово-стилистическим и структурно-содержательным признакам сказочного дискурса позволяет определить дискурс как явление более высокого порядка, допускающее включение в свой состав разножанровых текстовых произведений, общие характеристики которых формируются параметрами жанрообразующей категории объединяющего их дискурса.

253-258 7
Аннотация

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов требует уточнения содержания профессиональной подготовки и более подробного описания требований к выпускнику вуза. Основная цель данной статьи – охарактеризовать понятие «проектировочные умения учителя», описать их место в составе методической компетенции лингвиста-преподавателя, связать спектр проектировочных умений с уровнями методической компетенции. Автор анализирует понятие методической компетенции и ее значение в деятельности учителя иностранных языков, рассматривает ее состав, в том числе место умений проектирования образовательной деятельности в структуре методической компетенции, связь этих умений (субкомпетенции) с другими субкомпетенциями в составе методической, предлагая собственную модель методической компетенции. Раскрывая основные результаты исследования, автор уточняет содержание понятия «проектировочные умения», описывает перечень необходимых лингвисту-преподавателю умений в соответствии с уровнем его методической подготовки. Уровни методической подготовки, в свою очередь, позволяют более точно охарактеризовать требования и содержание проектировочных умений преподавателя. Выделяя 3 уровня методической компетенции: базовый, технологический и научно-методический, автор приводит подробный перечень умений проектирования, сформированных, сформированных частично или не сформированных на том или ином уровне. Все проектировочные умения (в составе субкомпетенции), в свою очередь, разделены на группы: методологические, аналитические, умения прогнозирования, планирования, организационные и мотивационные. Результаты данного исследования могут быть применены при уточнении стандартов профессиональной подготовки и переподготовки, при аттестации учителей иностранного языка.

259-262 9
Аннотация

В статье рассмотрены значимость актуализации научно-популярных телепрограмм, их место в концепции вещания телевизионных каналов. Рассмотрены дискуссии о необходимости общественного телевидения в России, в том числе o содержании и форме его работы. Приведены основные требования к организационной структуре, редакционной политике, непосредственно содержанию телеконтента общественных телеканалов в общем и телеканала ОТР в частности, выдвигаемые западными и отечественными теоретиками телевидения. Рассмотрены основные оценки и пожелания отечественных медиакритиков на начальном этапе работы телеканала ОТР, а также пожелания к содержанию эфира. Охарактеризована необходимость познавательного вещания в эфире общественного ТВ и формы ее реализации. Раскрыта значимость выполнения культурно-просветительских функций журналистики на телевидении в целом, а также на общественном телеканале. Представлены результаты исследования эфира телеканала «Общественное телевидение России» на предмет общего объема познавательных телепередач и научно-популярной информации. Дана характеристика присутствия познавательных передач в эфире в соответствии со следующими критериями: время, периодичность выхода в эфир, их хронометраж в сравнении с общим объемом суточного и недельного вещания, выраженного в доле научно-популярного вещания. Охарактеризованы форматообразующие признаки научно-популярной телепередачи «Технопарк». Представлены результаты анализа выпусков программы «Технопарк» с точки зрения выявления ее формата в рамках исследования выпусков телепрограммы. Выведены результаты анализа содержания передач на предмет раскрытия научной информации. Дана оценка общего присутствия научно-популярных телепередач и способов раскрытия научной тематики в эфире телеканала «Общественное телевидение России».

263-266 12
Аннотация

В статье рассмотрена авторизация как явление современного медиатекста. Под авторизацией в данном случае понимается сознательное или бессознательное выражение в тексте позиции и личности его создателя, выявляемое посредством анализа конкретных языковых средств, коммуникативных стратегий и тактик построения текста. Важно, что публицистический текст всегда воспринимается аудиторией как выражение нравственной позиции автора, его знаний и его представлений о жизни, даже если он нигде не использует прямых указаний на свою точку зрения. Особое внимание в статье уделяется тому, что в текстах, написанных в разных общественных сферах, степень проявления авторских характеристик строго регламентируется требованиями к конструкции и стилю, а для медийного текста авторизация является одним из самых заметных и важных признаков. Отмечается, что авторизация в публицистике нацелена на конкретные образы автора, и в настоящее время особенно популярным является образ журналиста, самостоятельно осмысливающего и оценивающего реальную действительность, демонстрирующего свою позицию и индивидуальность речевой раскрепощенностью и стремлением отойти от стандартов публицистического стиля. Подробно рассмотрены специальные вербальные структуры, которыми журналисты репрезентируют себя в тексте и которые должны создавать узнаваемую форму субъекта повествования. Отмечается, что наиболее активная авторизация осуществляется так называемыми метатекстовыми включениями самого разного типа. Подробно описаны авторские метатекстовые включения, которые используются как средство жанрообразования в газетных текстах, кроме тех, в которых журналисты придерживаются фактографического способа отображения событий.

267-271 11
Аннотация

Статья посвящена изучению песенных стихотворений одного из самых ярких представителей авторской песни О.Г. Митяева с позиций метода сравнительно-сопоставительного анализа в переводе с русского языка на немецкий, осуществленном известным германским славистом К. Вольфом.

Актуальность данной статьи обусловлена возрастающим интересом к авторской, или, как еще принято дефинировать, бардовской, песне в европейских странах, а именно в Германии. На основании проведенного исследования было установлено, что переселение русскоязычных немцев в 90-х годах прошлого века послужило толчком для создания и широкого распространения авторской песни в этой стране. По всей видимости, это связано с тем, что для поэтов и русский, и немецкий языки являются родными. Создание стихотворений на русском языке стало основой для аналогичного создания на немецком, а чаще всего для перевода, т. к., по признанию некоторых авторов, не всегда удается изначально написать текст на немецком языке. Данный пласт культуры получил определение «Lagerfeuerromantik».

В представленной статье были проанализированы структурные и семантические особенности перевода произведений подобного жанра на примере стихотворений «Как здорово» и «Дым печной». На основании проведенного анализа были выявлены такие переводческие трансформации, как лексическая замена, конкретизация, транслитерация, опущение. Представляет интерес факт нарушения типичных грамматических конструкций немецкого предложения, что свидетельствует о наличии разговорного стиля, а также использование при переводе окказиональных слов, диалектизмов и развернутых метафор.

Проведенное исследование подтвердило предложенный авторами тезис о том, что при переводе стихотворений бардовского направления используются как традиционные приемы перевода, так и создаются новые формы стихотворных строф при сохранении изначальной семантики.

272-275 10
Аннотация

Такое явление, как национализм, является комплексным и многосложным, не существует и не может существовать единой типологии национализмов. В настоящей статье рассматривается одна из самых тиражируемых типологий, разработанная американским исследователем Гансом Коном. В статье проводится критическая оценка предложенного Гансом Коном деления национализмов на западные и восточные. Подобная дихотомия до сих пор используется некоторыми теоретиками конструктивистского подхода. Под национализмом в широком смысле в настоящей статье вслед за Гансом Коном будет пониматься особое душевное состояние, при котором индивид проявляет высшую степень лояльности по отношению к национальному государству. Помимо оригинальной теории Ганса Кона в статье рассматриваются повторяющие ее логику теории немецкого ученого Эргберта Яна и английского исследователя Джона Пламенаца. Автор статьи показывает причины зарождения и популярности типологии, предложенной Гансом Коном, в академическом поле и повседневном дискурсе. Основное внимание уделяется историческому развитию данной классификации и связанному с этим изменению смыслового содержания введенных Гансом Коном понятий. Так, в частности, западный национализм начали называть «гражданским», в то время как восточный – «этническим». Также в статье автор выделяет сущностные причины отказа многими современными исследователями от деления национализмов на западные и восточные, приводится критика предложенной Гансом Коном типологии. В статье делается вывод о тенденции отказа от использования типологий при объяснении феноменов нации и национализма. Однако в обыденной жизни классификации продолжают оставаться популярными.

276-280 11
Аннотация

Актуальность предпринятого исследования обусловлена интересом современной лингвистики к внутреннему миру человека и вниманием исследователей к изучению соотношения языковых форм со структурами знания. Данные факторы определяют значимость исследования состояния сомнения в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания, позволяющей рассматривать язык как уникальный источник сведений о протекании процесса познания мира и его результатах. Работа посвящена категоризации состояния сомнения на уровне прототипической конструкции, которая объединяет все возможные способы языкового выражения сомнения, поскольку она является «общей идеей» его экспликации. В исследовании под прототипической понимается конструкция, которая номинирует прототипическую ситуацию наилучшим образом и существует в сознании говорящего как готовая форма для ее выражения. Автором проведены теоретические исследования в области когнитивной грамматики, теории прототипов, концепции модусно-диктумного членения предложения. Кроме того, выявлению прототипической конструкции для выражения сомнения способствовали результаты исследования когнитивной модели лексико-семантического поля неуверенности в английском языке и установленные ранее признаки прототипической ситуации сомнения. Предпринятое исследование показало, что прототипической конструкцией для выражения сомнения является конструкция I doubt (that) + Indefinite Tenses / Perfect Tenses, в которой одни компоненты ситуации сомнения выражаются эксплицитно (субъект состояния сомнения, эпистемическое состояние сомнения, ментальный объект), а другие (причина сомнения, ментальная альтернатива) – имплицитно. Полученные результаты имеют особую значимость, поскольку позволяют объяснить вариативность выражения сомнения в речи (лексические, грамматические, синтаксические средства) вследствие отклонения от прототипической конструкции по определенным компонентам.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

283-288 11
Аннотация

Актуализированной проблемой современного высшего профессионального образования обозначилось повышение роли иностранного языка в подготовке бакалавров, особенно при формировании у них предусмотренных ФГОС компетенций. Качество и уровень высшего профессионального образования зависит от качества языкового образования. Автор обращает внимание на необходимость пересмотра в настоящее время задач, методов и технологий обучения, приемов преподавания иностранных языков, в первую очередь английского.

В статье рассматривается особенность языковой подготовки студентов высшей школы в условиях образовательной реформы и с точки зрения компетентностного подхода, обозначены профессионально значимые компетенции любого выпускника, который в своей производственной и трудовой деятельности обращается к профессиональному иностранному языку.

Обозначены трудности и проблемы, которые возникают у преподавателей в практической работе при обучении языку. В статье ставится вопрос о необходимости формирования языковой образовательной политики вуза и ранней профессионализации языковой подготовки, неразрывно связанных с используемыми учебно-методическими материалами, уровнем и подготовленностью преподавателей, внедряемой технологией обучения. Автор подчеркивает роль и значение при такой подготовке текстов по специальности. В статье описываются направления интегративного подхода при ранней профессионализации языковой подготовки. Это и интеграция нескольких дисциплин (английского и предмета по специальности), и установление межпредметных связей, и интеграция различных видов педагогической деятельности.

Все это будет способствовать повышению качества обучения иностранному языку на современном уровне, росту популярности среди абитуриентов высшего учебного заведения, обеспечивающего такую подготовку.

289-294 11
Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с процессом обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей. В настоящий период времени знание английского языка специалистами разных сфер является важным для их трудовой деятельности, так как в современном мире английский язык является глобальным международным языком. Целью исследования является анализ факторов, от которых зависит успешное овладение английским языком студентами, для которых английский язык не является их специальностью. В статье приведены основные факторы, влияющие на преподавание английского языка: мотивация студентов, умение работать самостоятельно, возрастные и психологические особенности, творческие способности студентов, результативность методики обучения. Представлено предложение по повышению мотивации студентов в изучении английского языка, проанализирован вопрос эффективности самостоятельной работы студентов, а также приведены данные процессов изменения психических функций, которые влияют на процесс обучения, в зависимости от возраста студентов. В статье дано краткое описание проводимого эксперимента «Языковая подготовка студентов бакалавриата на уровне профессиональной коммуникации», основанного на углубленном изучении английского языка студентами неязыковых специальностей. Проанализирован двухлетний опыт проводимого эксперимента с обозначением проблем, с которыми столкнулись преподаватели и студенты. По результатам проведенного исследования установлено, что обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей в вузе необходимо дополнить разработкой методических пособий со специальными заданиями, которые поспособствуют успешному овладению языка. Итоги анализа факторов, которые влияют на изучение иностранного языка, решение обозначившихся проблем должны стать перспективным направлением дальнейшего исследования поднятых вопросов и успешной реализацией целей и задач в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей.

295-299 11
Аннотация

Внутрифирменное обучение – это инструмент достижения краткосрочных и долгосрочных целей организации, оно рассматривается через призму общей стратегии ее развития. Реализация внутрифирменного обучения в организации варьируется от наличия одного специалиста по обучению до создания собственного корпоративного университета. Но в любом случае в качестве конечной цели рассматривается формирование самообучающейся организации.

Авторами обоснован выбор инструментария внутрифирменного обучения, являющегося механизмом управления процессом формирования новых знаний коллектива внутри самообучающейся организации, для которой характерна коллективная проектная деятельность, связанная с внедрением и продвижением инновационных идей.

В статье представлены особенности внутрифирменного обучения сотрудников самообучающихся организаций и обоснован выбор показателей качества, которые характерны для процессов внутрифирменного обучения как составляющей информационно-педагогической системы в целом.

Авторами раскрываются понятие самообучающейся организации и ее особенности, для управления положительной динамикой которых предлагается формирование знаниевого ядра информационно-педагогической системы самообучающейся организации. Под знаниевым ядром в информационно-педагогической системе авторами понимается совокупность отличительных компетенций, профессиональных компетенций, социальных компетенций и специальных компетенций сотрудников самообучающейся организации.

Цель статьи – выяснить, как осуществить оценку показателей качества внутрифирменного обучения сотрудников в самообучающейся организации.

Особенностью представленной на обсуждение работы является авторская модель оценки качества внутрифирменного обучения сотрудников путем мониторинга контролируемых параметров эффективности ядра информационно-педагогической системы.

Оценивается содержание внутрифирменного обучения. Модель содержит одиннадцать обоснованных показателей качества, каждый из которых, в свою очередь, является интегральным показателем. Новизна предложенных решений состоит в том, что впервые в образовательной среде рассматриваются вопросы качества трансферта знаний. Кроме того, новыми являются и оценочные методы показателей качества, выстроенные на основе подхода робастного проектирования, широко используемые за рубежом для оценки показателей качества в системах менеджмента.

300-304 14
Аннотация

В статье проводится теоретический анализ проблемы качества образования в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, рассматриваются методологические подходы к исследованию сущности и содержания данного феномена. Сфера дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагога, представляя один из важнейших уровней образования, является тем институциональным инструментом, который позволяет реализовать потребности личности педагогического работника в формировании компетенций для выполнения профессиональных функций в условиях современного социума с ориентацией на перспективу развития сферы образования. Направление исследований, связанное с оценкой качества образования, разработкой и реализацией механизмов обеспечения комплексного мониторинга эффективности и успешности профессионально-педагогической деятельности в целях оперативной корректировки образовательной траектории в системе дополнительного профессионального образования, в условиях современных социокультурных реалий приобретает приоритетное значение и согласуется с ведущими тенденциями развития общественных отношений. Аналитический обзор, представленный дефиниционными трактовками исследователей проблемы оценки качества образования, позволяет говорить о ее многогранности и системности, необходимости учета особенностей образовательного пространства и деятельности ее субъектов с учетом воздействия факторов внешней среды и внутреннего потенциала образовательной организации. Делается акцент на рассмотрении понятия «качество образования» с учетом процессуальных и результативных характеристик образовательной деятельности и необходимости организации работы по управлению качеством образования в его структурных элементах, представленных условиями организации образовательной деятельности, реализацией дополнительных профессиональных программ и результатами их освоения. Контроль качества образования как компонент управления качеством обеспечивает оценку структурных элементов качества образования и осуществляется системно на всех иерархических уровнях управления образовательной организации. В функциональном аспекте контроль качества дополнительного профессионального образования позволяет в полном объеме охватить все аспекты образовательного процесса, определить эффективность реализации принятой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, направить организационно-педагогический вектор системы дополнительного профессионального образования на обеспечение соответствия деятельности всех ее субъектов предъявляемым требованиям.

305-310 12
Аннотация

Формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов – одна из важнейших целей современного музыкального образования. В настоящее время конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога являются не только специальные знания, но и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая его личностное развитие. От уровня профессионально-педагогической культуры зависит успешность профессиональной деятельности специалиста, его конкурентоспособность и профессионализм. Исследование проблемы формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов обусловлено современными требованиями к профессиональной подготовке педагогов-музыкантов и потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. Изучение современного состояния данной проблемы показало необходимость выявления и обоснования педагогических условий, направленных на формирование профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта. В данной статье выделен комплекс педагогических условий формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, который включает в себя: проектирование творческой образовательной среды высшей школы на основе интеграции ее структурно-содержательных компонентов; интеграцию психолого-педагогической и специфической музыкальной подготовки студентов к будущей профессии; введение в учебный процесс специального курса «Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта», предусматривающего применение специально разработанного комплекса учебных материалов; использование активных форм и методов при реализации процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов. При выборе педагогических условий учитывалась специфика профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов. Выделенные условия тесно взаимосвязаны между собой. Автор рассматривает понятия «условие», «педагогические условия», приводит подробную характеристику каждого условия и описывает особенности каждого из них. Успешное осуществление предложенных педагогических условий является важным фактором достижения качественной подготовки специалистов, направленной на формирование профессионально-педагогической культуры студентов.

311-316 17
Аннотация

В настоящей статье затрагиваются вопросы педагогического управления тренировочным процессом спортсменов ушу, методики развития и контроля гибкости спортсменов, а также особенности развития гибкости у спортсменов ушу 10–12 лет различной квалификации.

Важность развития гибкости у спортсменов ушу объясняется не только тем, что она обеспечивает возможность выполнения специфических для данного вида спорта технических приемов (упражнений), но также и тем, что она служит базой для развития и других физических качеств и является основой их успешного развития.

В статье рассмотрены основные средства и методы развития гибкости у спортсменов ушу, определены комплексы упражнений, направленные на повышение уровня специальной гибкости у спортсменов ушу 10–12 лет, а также проведено исследование динамики развития специальной гибкости в основных суставах в зависимости от квалификации спортсменов ушу 10–12 лет и выявлена взаимосвязь между подвижностью в различных суставах. В качестве методов исследования использовался метод поперечных срезов и корреляционный анализ данных.

Результаты исследования отражают положительную динамику показателей гибкости у спортсменов ушу 10–12 лет в квалификационном аспекте, т. е. чем выше квалификация спортсменов, тем лучше уровень гибкости во всех суставах. С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между подвижностью в различных суставах: высокая степень – тазобедренный сустав (все виды шпагатов), средняя степень – сгибание позвоночника (наклон) и сгибание-разгибание ноги в тазобедренных суставах (продольные шпагаты).

Проведенное исследование подкрепляет тезис об усовершенствовании методик и педагогических приемов развития специальной гибкости с целью повышения результатов спортсменов ушу на уровне спорта высших достижений.

317-322 9
Аннотация

Рассмотрен вопрос об актуальности формирования у будущих специалистов профессиональной надежности личности на занятиях физической культурой. Обеспечение профессиональной надежности личности – одна из основных задач психологии труда, которая приобретает наибольшее значение в профессиях, связанных с повышенными требованиями к человеку, высокой ценой ошибки, ответственностью, экстремальностью условий, риском для здоровья и жизни. Дано определение профессиональной надежности личности как интегративного свойства индивидуума, обладающего определенными характеристиками. Одно из современных направлений по обеспечению профессиональной надежности личности связано с разработкой оздоровительных программ, в основу которых положена организация образа жизни и рабочего места.

В результате теоретического анализа нормативных документов и прикладных исследований профессиональной деятельности выпускников вузов нами была разработана и внедрена в учебный процесс рабочая тетрадь самоконтроля студента как средство формирования профессиональной надежности личности. Она включает комплекс контрольных испытаний, тестов, наблюдение за состоянием здоровья, позволяя анализировать изменения организма как физических, так и психологических показателей обучающихся, направлена на изучение и оценку показателей профессионально важных личностных качеств студентов. Разработанная рабочая тетрадь самоконтроля студента также содержит информацию и рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья. Фиксируя данные состояния здоровья, физической подготовки и развития, студент может проанализировать изменения физических и психологических показателей организма. На основе этих показателей и рекомендаций можно объективно оценивать уровень своего здоровья, заблаговременно принимать меры по восстановлению организма после трудовой деятельности средствами и методами физической культуры.

Регулярный анализ рабочей тетради самоконтроля вырабатывает привычку у студентов к старшим курсам более внимательно относиться к своему здоровью, повышая свое функциональное состояние и работоспособность организма, что способствует созданию благоприятного функционального фона жизнедеятельности будущего специалиста, формируя необходимые качества профессиональной надежности личности в избранной профессии.

323-327 10
Аннотация

В педагогическом исследовании авторы рассматривают условия, методы и средства, необходимые для воспитания и совершенствования профессионально важных волевых качеств у студентов технического вуза.

Понимание значимости физической культуры для гармоничного духовного и психофизического развития личности студента обусловило включение дисциплины «Физическая культура» в федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем специальностям и направлениям подготовки как обязательной.

Разрабатывая образовательную программу по дисциплине «Физическая культура» для студентов ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», авторы исходили из требований ФГОС к образовательному результату подготовки в виде сформированных общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников вуза по направлениям технического профиля.

В исследовании методом анкетирования была определена группа волевых качеств, признанных приоритетными абсолютным большинством респондентов. В их числе самостоятельность, смелость, организованность, решительность, дисциплинированность, целеустремленность и др.

В целях воспитания волевых качеств в созданной авторами модели выпускника – будущего специалиста технического профиля выделены: целевые установки (цель этапов совершенствования); воспитывающая проблемно-поисковая среда (физкультурная деятельность в процессе физического воспитания); информационно-методическое обеспечение (средства и методы физической культуры); критерии определения уровней сформированности профессионально значимых волевых качеств; компоненты волевой саморегуляции с выходом на способность и, соответственно, на готовность выпускников к успешной (плодотворной) профессиональной деятельности.

328-335 7
Аннотация

Интеллектуализация знаний является одним из компонентов современного экономического развития страны и основной задачей образовательной системы в целом. Суть ожидаемых результатов отражена в положительной динамике объемов новых знаний и создании высокотехнологичной окружающей образовательной среды, где риски низкого качества результатов обучения минимальны. Этот аспект способствует развитию новых инструментов управления образовательными системами в их прикладной интерпретации. Одним из важных моментов интеллектуализации знаний является возможность применения экспертных систем для оценки качества обучения. Это является малоизученным и недостаточно широко интерпретируемым направлением прикладных исследований. В статье авторы рассматривают новые идеи проектирования и разработки интеллектуальных автоматизированных систем обучения и контроля, в которых возможна практическая реализация новых образовательных технологий и средств педагогических коммуникаций, например, технологии E-learning.

На основе новой формализации теории систем, базирующейся на использовании алгебраических методов, в работе сформулированы и обоснованы принципы совершенствования экспертных систем в обучении. На базе этого рассмотрены требования к интеллектуальной автоматизированной системе оценки результатов контроля знаний. Рассматриваемые в статье новые методы являются дальнейшим развитием выводов известных ученых в области теории алгебраических систем А.И. Мальцева, в области теории групп А.Г. Куроша и теории сервантных вложений, рассматриваемых ранее Ю.Л. Ершовым.

Предлагается алгоритм составления базы знаний и математическая модель экзамена, которая может классифицироваться по форматам размерностей 1D, 2D, 3D… nD.

Целью научной работы является ознакомление широкой аудитории с новой методикой обучения и контроля формируемых знаний на базе аппарата экспертных технологий и алгебраических методов, позволяющих рассматривать качественные характеристики изученного материала.

336-341 7
Аннотация

Анализ происходящих в стране экономических трансформаций показывает, что политика правительства направлена на укрепление экономической безопасности и повышение качества жизни населения. Даже в свете экономических санкций, следует констатировать, что основой динамичного экономического роста и социального развития общества продолжает оставаться система образования. Она способствует интеллектуализации знаний, формированию кадрового потенциала страны для высокотехнологичного сектора экономики, становлению самообучающихся организаций, в которых приоритетным принципом является формирование интеллектуального капитала. При этом процесс обучения является интеграционным в контексте командной работы новаторов. Коллективный характер профессиональной деятельности требует переосмысления ценностных ориентаций ресурсного обеспечения совместных работ, новой оценки интеллектуального потенциала каждого специалиста и его вклада в формирование личностной целостности самообучающейся организации, связанной межтрансфертными отношениями, интеграцией знаний и профессиональной рефлексией. В статье раскрываются психолого-педагогические особенности формирования процесса внутрифирменного обучения. Рассматриваются акмеологический, андрагогический, командный, рефлексивный подходы к проектированию содержания обучения при адаптации «зрелых» кадров к требованиям внешней среды. Анализируются работы известных авторов в педагогике, формируется авторская позиция к ценности процессов коллективной деятельности и профессиональной готовности сотрудников самообучающейся организации. Внутрифирменное обучение автором статьи рассматривается как инструмент менеджмента, используемый для быстрой профессиональной адаптации сотрудников организации к изменяющимся условиям, требующим больших интеллектуальных затрат личностного характера при минимуме используемых материальных и финансовых ресурсов. Психологическими критериями эффективности внутрифирменного обучения можно считать параметры качества обучения, выражающиеся в удовлетворенности процессом обучения и достижении планируемых целей. Показателем, доказывающим приобретение организацией новой ценностной ориентации, является вычисляемый индикатор прироста новых знаний, отражающихся в повышении готовности индивида к нововведениям и трансферту собственных знаний.

342-346 18
Аннотация

Мониторинг контролируемых параметров позволяет лицам, являющимся владельцами процесса управления актуальностью информационно-педагогической системы, своевременно выявлять имеющиеся отклонения и выполнять корректирующие действия по снижению рисков качества функционирования. Во-первых, почему важна постоянная актуализация информационно-педагогической системы. Во-вторых, что понимается под информационно-педагогической системой и какие показатели качества могут ее характеризовать как результативную и эффективную. В статье раскрыт один из подходов образовательного менеджмента к качеству функционирования информационно-педагогической системы в самообучающихся организациях.

Информационно-педагогическая система рассматривается как сложная, иерархически связанная с различными информационными компонентами, причинно-следственными связями динамическая структура, взаимодействующая со множеством внутренних и внешних компонентов. Отметим, что ее основная смысловая нагрузка содержится в имеющемся контенте, который должен быть адаптирован под требования внешней среды. Поэтому актуализация содержания информационно-педагогической системы может отслеживаться только по реперным точкам, которые и должны подвергаться контролю и мониторингу. Отсюда следует вывод о необходимости оценки качества содержания для сложной динамической системы через выявление ее реперных точек и обоснования параметров их варьирования.

В статье предложено использовать робастный подход для выявления затраты на качество функционирования информационно-педагогической системы, введя понятие функции потерь качества. Этот подход включает в себя методы планирования эксперимента и является принципиально новым инструментом, позволяющим оценивать возможность повышения качества с одновременным снижением расходов на его обеспечение.

Введено понятие робастности применительно к педагогическим системам, описаны этапы проектирования информационно-педагогической системы и представлена модель робастного проектирования ее содержания.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)