Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В работе раскрыт характер трансформации ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности в условиях его психолого-педагогического сопровождения. Для этого использована программа целевого психолого-педагогического взаимодействия в диаде «психолог-новатор» и психодиагностические методы исследования личности по методикам: «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); «Смысло-жизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева; «Мотивация к успеху (Т. Элерс).

Организация деятельности психолога в рамках программы тренинговых занятий целевого психолого-педагогического взаимодействия строилась с учетом принципов гуманизма, конфиденциальности, компетентности, ответственности. Программа разработана для руководителей образовательных учреждений (30–45 лет), состав группы – 20 человек, занятия проводились 1 раз в неделю по 40–60 минут, всего 10 часов.

В структуре тренинговых занятий использовались разнообразные формы и методы работы, такие как дискуссия, работа в парах, работа в малых группах, психологическая игра, визуализация, ролевое проигрывание ситуаций, проективные методы диагностики эмоциональной сферы.

В результате удалось получить некоторые изменения установок испытуемых экспериментальной группы в сторону альтруизма, ориентации на денежное вознаграждение и ориентации на труд и свободу. Вдвое сократилось число руководителей, обладающих низким уровнем мотивации к успеху, увеличился средний умеренно высокий уровень проявления мотивации к успеху, слишком высокий – снизился. Изменилась устойчивость смысложизненных ориентаций руководителей (высокий и средний уровни стали проявляться чаще; низкий уровень стал проявляться реже). Для подтверждения достоверности различий проведена математическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксона. Проведенное исследование подтвердило тенденцию изменения ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности.

Об авторе

Валентина Ивановна Долгова
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Россия

доктор психологических наук, профессор, декан



Список литературы

1. Кочетова А.А. Исследование ценностных ориентаций педагогов в условиях инновационного развития общеобразовательного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 139. С. 105–113.

2. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Культурные и духовные потребности инновационного развития и ценностей студенческого возраста // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. 2011. № 6-2. С. 355–363.

3. Садыкова В.Л. Ценностные основания новых управленческих технологий в образовании // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 10. С. 135–141.

4. Харрисон Л. Кто процветает: культурные ценности, формы экономического и политического успеха. М.: Новое изд-во, 2008. 300 с.

5. Овчаренко Г.В. Управление социальными нововведениями в организациях // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-3. С. 62–64.

6. Понукалин А.А. Социальная психология формирования инновационной личности // Юбилейный сборник Рос. психол. общества / под ред. Д.Б. Богоявленской, Ю.П. Зинченко. Т. 2. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 189–191.

7. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. М.: Вильямс, 2007. 304 с.

8. Шпагина Е.М. О результатах сравнительного анализа личностных характеристик лиц, имеющих полярные установки по отношению к внедрению инноваций в профессиональную деятельность органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 61–64.

9. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. 2009. Вып. 32. С. 23–28.

10. Друкер П. Ф. Эффективный руководитель. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 240 с.

11. Дынич В.И. Формирование инновационного сознания: амбивалентный статус популяризации науки // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 9. С. 52–56.

12. Инглехарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011. 464 с.

13. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.

14. Огородникова А.Ю. Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 34–50.

15. Пац М.В., Медведев В.А. Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования // Дискуссия. 2014. № 5. С. 116–122.

16. Скитович А.А., Суркова Е.Г. Психологический портрет молодого специалиста как субъекта инновационной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 9. С. 150–158.

17. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11–17.

18. Потемкина О.Ф. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере // Основы психологии / под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2002. С. 521–527.

19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

20. Розанова В.А. Психология управления. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. 352 с.

21. Битянова М.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 64 с.

22. Дубровина И.В. Практическая психология образования. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

23. Сметанова Ю.В. Психологообразовательное сопровождение инноваторов в условиях закрытых образовательных мероприятий // Психология обучения. 2011. № 11. С. 112–119.

24. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003. 400 с.


Рецензия

Для цитирования:


Долгова В.И. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;(1):234-239.

For citation:


Dolgova V.I. TRANSFORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE SUBJECT OF INNOVATIVE ACTIVITY. Frontier Materials & Technologies. 2015;(1):234-239. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)