Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению социально-психологических и духовно-нравственных аспектов развития творческой личности. Социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы. Важным аспектом в развитии творческой личности является духовно-нравственная составляющая. Понимание сущности рассмотренных понятий «духовность», «нравственность», «креативность» имеет практическую направленность, так как позволяет осмысленно организовать процесс творческого развития личности. Автором обоснована теоретическая модель-триада структуры творчества, включающая направленность, творческое мышление и совокупность творческих способностей. Сила мотивации к творчеству, мера выраженности способностей, обеспечивающих успешность в творческой деятельности по инициативе самого субъекта деятельности, адекватность творческого вербального и невербального продукта – основные критерии уровня развития креативности. Творчество определяется условием развития личности, а вершиной личностного становления является жизнь по законам нравственности.

В статье рассмотрен комплекс условий развития творческой личности с учетом духовно-нравственной составляющей. Первая группа условий связана с субъектами развития и саморазвития. Вторая группа условий раскрывает особенности организации творческой деятельности: направленность на творческое развитие, организация творческого пространства, содержательное и технологическое обеспечение. Третья группа условий отражает социальную, включая семейную, ситуацию, т. е. влияние окружения на развитие творческой личности.

В экспериментальном исследовании была реализована программа развития творческой личности и апробирована авторская методика «Индивидуальный профиль творческой личности». Исследование подтвердило возможность специального воздействия на подростка в учебно-познавательной деятельности с целью взаимосвязанного формирования у него креативности и развития духовно-нравственного потенциала.

Об авторе

Надежда Вячеславовна Бибикова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальная работа»



Список литературы

1. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48–57.

2. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9. С. 25–33.

3. Бибикова Н.В. Технологии развития креативности личности. М.: Прометей, 2012. 127 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПБ.: Питер, 2000. 368 с.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000. 320 с.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. 232 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 1991. 216 с.

9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

10. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.

11. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.

12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с.

13. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве – искусство творчества. М.: Наука, 2000. С. 186–198.

14. Плохова И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект // Казанский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 178–183.

15. Макаров Д.В. Традиционные духовно-нравственные аспекты формирования экологической культур // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1188–1191.

16. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие». Ульяновск: УлГПУ, 2004. 194 с.

17. Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2000. 10 с.

18. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21–25.

19. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 256 с.

20. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249.

21. Бибикова Н.В. Моделирование процесса развития креативности личности // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4. С. 30–33.


Рецензия

Для цитирования:


Бибикова Н.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;(1):213-217.

For citation:


Bibikova N.V. SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND MORAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY. Frontier Materials & Technologies. 2015;(1):213-217. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)