Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – определение доминантных ценностных ориентиров учащихся и методических путей их формирования в условиях Нового времени – времени модерна, переживающего ныне кризис человека. Причина кризиса объясняется технологическим подходом к человеку, способствующим созданию идеологии прагматизма, потере человеком смысла и цели жизни, что приводит к потере и самого человека как ценности и к тому, что в образовании все более совершается подмена содержательного на формальное, сути – на симулякры, за знаниями фактов, подробностей не проглядывается духовное ядро явления. Углубление кризиса видится и за счет интернет-революции, разрушающей иерархическую систему знаний.

Задачи, реализующие цель работы, связаны с обоснованием и разработкой следующих педагогических условий для актуализации в учебной работе над художественным текстом ценностных ориентиров учащихся: создание их особого настроя на воспринимаемое, эмоционального проживания, сакрального погружения; определение духовной идеи изучаемого произведения при ее понимании как основы нравственности и достоинства, а духовности – как осознания происходящего в контексте вечности и культуры, в контексте своей жизни в целом; акцентирование иррациональной составляющей изучаемого, влияющей на такие важные стороны восприятия мира, как нравственная, эстетическая, ценностная, правовая, моральная оценка происходящего, нравственная мотивация поступков; преодоление виртуального пространства для сохранения своей идентичности; приобретение знания критериев, позволяющих отличать классическую литературу от массовой; освоение писательского варианта смысла жизни и образа его речи в целом; исследование ментальных образований, отсылающих к высшим ценностям.

Научная новизна работы заключается в обозначенном комплексе педагогических условий. Опытно-экспериментальное обучение, подтвердившее высокую результативность актуализации ценностных ориентиров учащихся в предложенном варианте, проведено в ГБОУ лицея с. Хрящевка, Ставропольского района, Самарской области на примере изучения русских народных сказок.

Об авторах

Галина Николаевна Тараносова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

доктор педагогических наук, профессор



Евгения Александровна Решетникова
ГБОУ лицей с. Хрящевка, Хрящевка
Россия

учитель высшей категории



Список литературы

1. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. 556 с.

2. Рейтблат А. Русский извод массовой литературы: непрочитанная страница // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. С. 405–411.

3. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 35–44.

4. Бездухов В.П., Кулюткин, Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. 216 с.

6. Бездухов В.П., Безрукова В.С. Педагогика. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 381 с.

7. Беспалько В.П. Персонализированное образование (теория) // Школьные технологии. 2007. № 4. С. 40–55.

8. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

9. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. М.: Академия, 2012. 256 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 240 с.

11. Педагогика / под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

12. Минтруд РФ. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом № 544 от 18.10.2013.

13. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2008. 383 с.

14. Тряпицина А.П. Инновации в образовании как ответ на вызовы времени // Информационный бюллетень УМО по направлениям педагогического образования. 2006. № 2. С. 35–39.

15. РФ. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

16. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 256 с.

17. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Изд. 2-е. М.: Академический проспект, 2001. 990 с.

18. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М.: Академия, 2006. 432 с.

19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 444 с.

20. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Academia, 1998. 430 с.


Рецензия

Для цитирования:


Тараносова Г.Н., Решетникова Е.А. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;1(2):211-215.

For citation:


Taranosova G.N., Reshetnikova E.A. VALUE GUIDELINES OF MODERN EDUCATION IN REALITIES OF NEW TIME. Frontier Materials & Technologies. 2015;1(2):211-215. (In Russ.)

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)