Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования языковой компетентности в области ведения и представления результатов  научно-исследовательской работы студентов высших образовательных учреждений. Говорится об актуальности повышения уровня языковой подготовки учащихся вузов (речь идет в основном о студентах нефилологических специальностей), а также обосновывается необходимость принятия мер по формированию языковой компетентности студентов в рамках научного функционального стиля русского языка на разных этапах образовательного процесса – от бакалавриата до аспирантуры, в первую очередь тем, что получение высшего профессионального образования неизбежно сопровождается самостоятельной научно-исследовательской деятельностью (написанием рефератов, курсовых, дипломных работ, научных статей и т. д.). Описывается зависимость качества представления результатов научно-исследовательской работы студентов от их компетентности в области владения письменной речью и языковыми особенностями научного стиля. Проводится параллель между уровнем развития у учащихся языковой компетентности в области научно-исследовательской деятельности и уровнем формирования научного мышления в целом. Дается определение таким понятиям, как «языковая компетенция», «языковая компетентность» и «текстовая компетентность». Проводится обзор литературы, посвященной формированию научно-исследовательской и языковой компетентности. Предлагается решение проблемы формирования языковой (текстовой) компетентности студентов вузов в сфере научно-исследовательской деятельности, которое видится в первую очередь в возможности разработки и внедрения в образовательный процесс интегрированного курса «Научно-исследовательская работа студентов», в основу которого будут положены изучение основ научного текста, а также выработка практических навыков и умений по созданию текстов различных жанров научного стиля русского языка. 

Об авторе

Елена Юрьевна Жданова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

ведущий специалист Центра научных журналов



Список литературы

1. Алексеева Л.Ф. Системный подход в изучении и оценке компетентности специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 131–134.

2. Баймухамбетова Б.Ш. Моделирование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5–6. С. 60–65.

3. Калачикова О.Н. Формирование исследовательских компетенций студентов в вузе: потенциал программы образовательного сопровождения курсовых и дипломных работ // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 196–205.

4. Комиссарова С.А. Формирование исследовательской компетентности магистрантов в рамках дисциплины по выбору (на примере курса по выбору «Организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении») // Грани познания. 2012. № 5. С. 52–56.

5. Лопаткин В.М., Калачев Г.А., Куликова Л.Г., Бокова О.А. Формирование научно-исследовательских компетенций у студентов и аспирантов в системе учебно-научно-педагогического комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 248–251.

6. Липатова В.Ю. Формирование профессиональных исследовательских компетенций магистрантов с использованием междисциплинарных подходов // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 119–125.

7. Михайлова Е.Н. Исследовательская компетентность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции праксеологического подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 5–8.

8. Михелькевич В.Н., Костылева И.Б. Педагогическая система формирования у студентов профессиональных научно-исследовательских компетенций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3-2. С. 352–355.

9. Степанченко О.М. Уровень сформированности исследовательской компетентности магистрантов первого курса // Известия Алтайского государственного университета. 2012. Т. 2. № 2-2. С. 37–39.

10. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 14–18.

11. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 318 с.

12. Болотов В.А., Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

13. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научных трудов. М.: ИНЭК, 2007. С. 12–33.

14. Ракитина О.В. Научно-исследовательские компетенции магистров по направлению «Педагогика» // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. С. 76–81.

15. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 129 с.

16. Найденова И.Н. Теория и практика формирования языковой компетентности у студентов университета // Альянс наук: ученый – ученому: сб. трудов VI Международной научно-практ. Интернет-конф. URL: www.confcontact.com/20110225/pe6_najden.php.

17. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008. 431 с.

18. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33–44.

19. Дружинина М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. Архангельск: Поморский университет, 2007. 470 с.

20. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.


Рецензия

Для цитирования:


Жданова Е.Ю. ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;1(2):161-165.

For citation:


Zhdanova E.U. LANGUAGE COMPETENCE AS THE BASIS OF THE INDIVIDUAL ACADEMIC RESEARCH WORK OF THE STUDENTS. Frontier Materials & Technologies. 2015;1(2):161-165. (In Russ.)

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)