Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

СПОСОБНОСТЬ ОСОЗНАВАТЬ ЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полный текст:

Аннотация

В статье исследованы научные позиции в контексте психолого-педагогических исследований, в которых трактуется способность осознавать явления речевой действительности во взаимосвязи с представлениями об эмоциональном состоянии у детей дошкольного возраста. Рассмотрены вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Задаются основные позиции и условия формирования лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставится проблема изучения закономерностей приобретения этих значений, механизмов их развития. Определены характеристики, составляющие психологическую структуру слова, его семантическое строение. В статье рассматриваются вопросы, определяющие место и роль эмоциональных процессов в смысловых образованиях ребенка, осознание которых происходит в форме обозначений, являющихся результатом вербальной деятельности. В связи с этим автор подчеркивает влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. В результате исследования сделан вывод о том, что эмоции, а соответственно, и словарь эмоций детей дошкольного возраста развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Отмечается, что структурные компоненты деятельности оказывают непосредственное влияние на возникновение переживаний дошкольника, определяют мотивы и цели, формирующие эмоциональные представления. Сделаны выводы о том, что формирование вербализации связано с усвоением слова только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначаемых.

Об авторе

Елена Владимировна Галеева
Иркутский государственный университет, Иркутск
Россия

старший преподаватель кафедры «Психология и педагогика дошкольного образования»



Список литературы

1. Якобсон П.М. Чувства: их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. 64 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2004. 361 с.

3. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 258–259.

4. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 2009. 307 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Знание, 1998. 304 с.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности. М.: Наука, 1984. 141 с.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 1993. 471 с.

8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 116 с.

9. Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. 184 с.

10. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. С. 46–72.

11. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.

12. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1992. 176 с.

13. Лингвистический энциклопедический словарь. СПб.: Питер, 2000. 685 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 385 с.

15. Galeeva E.V., Galkina I.A. Psychological and psycholinguistic basis of verbal designation of the emotions in children of preschool age // Innovations in education. Vol. 2. Vienna: East West, 2014. P. 3–13.

16. Хризман Т.П., Еремеева В.Н., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 232 с.

17. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 220 с.

18. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. 187 с.

19. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 244 с.

20. Eisenberg N., Spinrad T.L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Definition // Child Development. 2004. Vol. 75. № 2. P. 334–339.


Рецензия

Для цитирования:


Галеева Е.В. СПОСОБНОСТЬ ОСОЗНАВАТЬ ЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;1(2):151-153.

For citation:


Galeeva E.V. ABILITY TO PERCEIVE THE PHENOMENA OF SPEECH REALITY IN RELATION WITH THE CONCEPT OF EMOTIONAL STATE OF PRESCHOOL CHILDREN. Frontier Materials & Technologies. 2015;1(2):151-153. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)