НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье рассматриваются характеристики знания как сложной сущности. Подчеркивается связь научного знания со всем сложно выстроенным процессом работы со знанием как многофункциональным феноменом. Анализируются возможности знания и требования к нему. Рассматриваются различные аспекты и специфика работы с текстами в науке и образовании, обращается внимание на особенности их видения, понимания и применения; показывается их методологическая и методическая инструментальность. Ориентационная основа знания включает в себя научно-методические особенности, выраженные в действиях пишущего (говорящего) и читающего (слушающего), изучающего проблему (тему). Практичность влияния здесь задается последовательностью и полнотой выполнения того, что представлено в научно-методическом варианте ориентационной основы знания, выраженной в научно-методическом тексте, распредмечиванием текста и одновременно его интериоризацией студентом (обучающимся).
Методическое сопровождение и обеспечение выступает неотъемлемым и сложно заданным требованием развития, как образовательного процесса, так и особо программирующим, обеспечивающим фактом и фактором развития образования на всех его ступенях. Как социокультурный процесс, образование представлено в передаточной модели коммуникации. Познавательная природа образования не может функционировать и проявлять себя вне учета субъект-субъектной связи, взаимодействия в учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность как культурообразовательная деятельность показывает, что образование, в частности обучение наукам, создает ценности культурного порядка и в своих результатах, и, собственно, в актах познавательного образовательного отношения, где и представлена роль и природа научно-методического текста. Общество совершенствует себя когнитивно, значит, развивает, совершенствует когнитивные практики, которые по-разному описываются в теориях. В статье рассматриваются когнитивные практики в нескольких срезах: формирование когнитивных практик (нас будут интересовать наука и образование); социальная ценность и специфика когнитивных практик; взаимодействие когнитивных практик; наконец, конкретные формы, механизмы, составляющие когнитивную практику, устройство и особенности функционирования в когнитивных сферах (науке, образовании).
Об авторе
Николай Федорович ШаровРоссия
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «История и философия»
Список литературы
1. Андреев А. Знание или концепции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3–11.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 609 с.
3. Зинченко В.П. Живое знание. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998. 213 с.
4. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государст-венных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
6. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. C. 33–44.
7. Болонский процесс: середина пути / под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 379 с.
8. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.: Иностр. лит., 1963. 535 с.
9. Бродель Ф. Грамматика цивилизации. М.: Весь мир, 2009. 552 с.
10. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
11. Болотов В.А., Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
12. Зубков Н.Н. Диалог о диалоге // Мировое древо=Arbor mundi. 1992. № 1. С. 33–40.
13. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Владос, 1997. 352 с.
14. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарерф. М.: Институт психологии РАН, 1997. 295 с.
15. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1995. 254 с.
16. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М.: Канон+, 2009. 560 с.
17. Философия образования для ХХI века / под ред. Б.Н. Бессонова. М.: Логос, 1992. 208 с.
18. Философия образования / отв. ред. А.Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. 288 с.
19. Шаров Н.Ф. Образование: ресурсы развития высшей школы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия: Философия. 2002. № 3. С. 187–191.
20. Шаров Н.Ф. Компетенция в аспекте гуманитарного образования, ее роли, позиции, ожидания // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход. Т. 1. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 361–366.
21. Шаров Н.Ф. Проявленность интерсубъективного: природа форм и функционала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 166–169.
22. Шаров Н.Ф. Природа герменевтического метода: современные особенности и проявления // Текст: филологический, социокультурный и региональный аспект: IV Междунар. науч. конф. Тольятти: ТГУ, 2011. С. 127–132.
23. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. культур. политики, 1997. 642 с.
24. Landesman Cr. An Introduction to Epistemology. Oxford: Blacrwell, 1997. 156 p.
25. Quine W.V.O. Ontological relativity and other essays. New York: Columbia University Press, 1969. 165 p.
26. Radford J., Burton A. Thinking: Its Nature and Development. London: Wiley, 1974. 440 p.
27. Samuelson W.S., Markovitz F.A. An introduction to philosophy in education. New York: Philosophical library, 1987. 190 p.
28. Степин В.С. Философия науки. М.: Гардарики, 2007. 383 c.
29. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Мир, 1968. 232 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шаров Н.Ф. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;1(2):138-143.
For citation:
Sharov N.F. SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS AN ORGANIZING AND METHODOLOGICAL SUPPORT FACTOR OF EDUCATIONAL PROCESSES. Frontier Materials & Technologies. 2015;1(2):138-143. (In Russ.)