Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-323-327

Полный текст:

Аннотация

В педагогическом исследовании авторы рассматривают условия, методы и средства, необходимые для воспитания и совершенствования профессионально важных волевых качеств у студентов технического вуза.

Понимание значимости физической культуры для гармоничного духовного и психофизического развития личности студента обусловило включение дисциплины «Физическая культура» в федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем специальностям и направлениям подготовки как обязательной.

Разрабатывая образовательную программу по дисциплине «Физическая культура» для студентов ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», авторы исходили из требований ФГОС к образовательному результату подготовки в виде сформированных общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников вуза по направлениям технического профиля.

В исследовании методом анкетирования была определена группа волевых качеств, признанных приоритетными абсолютным большинством респондентов. В их числе самостоятельность, смелость, организованность, решительность, дисциплинированность, целеустремленность и др.

В целях воспитания волевых качеств в созданной авторами модели выпускника – будущего специалиста технического профиля выделены: целевые установки (цель этапов совершенствования); воспитывающая проблемно-поисковая среда (физкультурная деятельность в процессе физического воспитания); информационно-методическое обеспечение (средства и методы физической культуры); критерии определения уровней сформированности профессионально значимых волевых качеств; компоненты волевой саморегуляции с выходом на способность и, соответственно, на готовность выпускников к успешной (плодотворной) профессиональной деятельности.

Об авторах

Евгений Евгеньевич Саламин
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание»



Валентина Федоровна Балашова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Россия

доктор педагогических наук, доцент



Список литературы

1. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. М.: Физическая культура, 2008. 245 с.

2. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 5. С. 59–63.

3. Балашова В.Ф., Чесноков Н.Н. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 38–40.

4. Быков А.В. Становление волевой регуляции в кризисные периоды развития личности // Прикладная психология и психоанализ. 2002. № 4. С. 5–25.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23–31.

7. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы ХIV Всерос. совещания. Кн. 2: Ключевые социальные компетентности студента. М., 2004. С. 5–13.

8. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 19 с.

9. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82–88.

10. Чесноков Н.Н., Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 87–92.

11. Рябинова Е.Н., Земсков А.С., Жукова Е.И. Педагогический контроль и оценка уровня профессионально важных качеств личности у студентов в процессе физического воспитания // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С.174–181.

12. Щербакова А.Ю. Развитие морально-волевых качеств на занятиях гимнастикой со студентами нефизкультурных вузов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 1. С. 166–172.

13. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 351 с.

14. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. М.: Знание, 1978. 45 с.

15. Козупица Г.С., Васельцова И.А., Биленькая О.Н. Физическое воспитание в системе высшего профессионального образования: проблемы, перспективы. Самара: СамГУПС, 2011. 158 с.

16. Магин В.А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры. М.: Илекса, 2006. 264 с.

17. Матухно Е.В. Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура». Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2007. 35 с.

18. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5. С. 16–25.

19. Кузьмина Н.В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. М.: Исслед. центр качества подготовки специалистов, 1998. 120 с.

20. Виленский М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры. 1987. № 6. С. 18–20.


Рецензия

Для цитирования:


Саламин Е.Е., Балашова В.Ф. ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2015;2(3):323-327. https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-323-327

For citation:


Salamin E.E., Balashova V.F. EDUCATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT VOLITIONAL QUALITIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES. Frontier Materials & Technologies. 2015;2(3):323-327. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-323-327

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)