Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УЧАСТВУЮЩЕГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ДЕТСТВА

https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы реализации участвующего подхода в современной социологии детства на основе работ зарубежных и отечественных социологов детства. Утверждается важность, во-первых, понимания современного детства как социального конструкта, структурного и культурного компонента различных обществ, во-вторых, рассмотрения детей как активных социальных агентов в обществах, в которых они живут, и, в-третьих, изучения детских социальных отношений и культуры через самих детей и для детей. Отмечается, что принципы участвующего подхода, актуализирующие компетентность детства, лучше всего соответствуют этим положениям. Указаны методики, находящиеся в арсенале социологов, работающих в русле участвующей социологии детства. Утверждается, что понимание детей как «экспертов» своей жизни ведет к признанию необходимости исследования их мнения по поводу выбора методов их исследования. В статье представлена точка зрения, согласно которой дети могут выступать не просто в качестве участников социологического исследования, но и быть его соавторами, соисследователями «взрослых» социологов.

В работе делается вывод о том, что участвующие методы не лучше и не хуже, чем любые другие методы и техники. Их выбор определяется скорее конкретными целями и задачами исследования. Приведены примеры отечественных социологических исследований детства, показывающие вариативность как «традиционных», так и «современных» методик, используемых в них. В заключении отмечается, что зарубежные и отечественные ученые движутся в одном направлении – направлении поиска оптимальных способов реализации интересов детей в социологической практике исследования детства.

Об авторе

Светлана Юрьевна Митрофанова
Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева (национальный исследовательский университет), Самара Самарский государственный технический университет, Самара
Россия

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Социология и политология», доцент кафедры «Социология, политология и история Отечества»



Список литературы

1. Зюнкер Х., Бюлер-Нидербергер Д. От исследований социализации к социологии детства (Перевод с английского И. Шолохова и В. Безрогова) // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69–94.

2. Cojocaru D. Challenges of childhood social research // Revista de cercetare si intervenstie sociala. 2009. Vol. 26. № 1. P. 87–98.

3. Corsaro W.A. Interpretive reproduction in chidren’s role play // Childhood. 1993. № 1. P. 64–74.

4. Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. London: Falmer Press, 1997. P. 7–33.

5. James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children's experiences of family life // Children in families: research and policy. London: Falmer Press, 1996. P. 41–52.

6. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен: Концепция социального конструирования детства : дис. ... д-ра социол. наук. М., 1999. 326 c.

7. Щеглова С.Н. Социология детства. М.: Институт Молодежи, 1996. 127 с.

8. Майорова-Щеглова С.Н. Трансформация детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 173–183.

9. Gallacher L.-A., Gallagher M. Methodological Immaturity in Childhood Research?: Thinking through’ participatory methods’ // Childhood. 2008. Vol. 15. № 4. Р. 499–516.

10. Punch S. Multiple Methods and Research Relations with Children in Rural Bolivia // Qualitative Methodologies for Geographers. London: Arnold Publishers, 2001. P. 165–180.

11. Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321–341.

12. Hill M. Children’s voices on ways of having a voice: children’s and young people’s perspectives on methods used in research and consultation // Childhood. 2006. Vol. 13. № 1. P. 69–89.

13. Kellett M., Forrest R., Dent N., Ward S. ‘Just teach us the skills Please, we’ll do the rest’: Empowering ten-year-olds as researchers // Children and Society. 2004. Vol. 18. № 5. P. 329–343.

14. Цымбаленко С., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. 1996. № 1. С. 2–4.

15. Колосова Е.А. Чтение детей и подростков в России: сравнительное социологическое исследование // Мир психологии. 2015. № 1. С. 163–170.

16. Колосова Е.А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7. С. 123–130.

17. Cаралиева З.Х., Балабанов С.С. Насилие в подростковой среде // Социокультурные корни насилия в современном обществе. Н. Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 40–45.

18. Губанова А.Ю. Критерии отбора сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 199–203.

19. Сибирева М.Ю. Категория «детство» в истории социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 167–177.

20. Поливанова К.Н. Социальное картирование как инструмент анализа повседневности современного детства // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов Всерос. конференции. М.: РОС, 2014. С. 177–183.

21. Орех Е.А. Детская телесность как предмет визуального анализа: кейс-стади фотографии // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов Всерос. конференции. М.: РОС, 2014. С. 1206–1214.

22. Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18–24.


Рецензия

Для цитирования:


Митрофанова С.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УЧАСТВУЮЩЕГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ДЕТСТВА. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2016;(2):132-135. https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135

For citation:


Mitrofanova S.Yu. IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PARTICIPATORY APPROACH IN MODERN SOCIOLOGY OF CHILDHOOD. Science Vector of Togliatti State University . 2016;(2):132-135. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)