ОЦЕНКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ
Аннотация
Широко применяемые в зарубежном автомобилестроении и обладающие рядом технических преимуществ новые способы соединения узлов кузова на Волжском автозаводе не используются. Среди основных причин этого, как правило, называется применение дорогостоящих материалов и оборудования. В связи с этим в данной работе приводятся результаты укрупненных расчетов ряда удельных экономических показателей, которые позволяют сравнить традиционные и перспективные способы соединения между собой. Сравнивались удельные показатели трудоемкости, производительности, капитальных вложений, а также технологическая себестоимость получения одного метра соединения при использовании точечной контактной сварки, сварки в углекислом газе, газопламенной пайки, лазерной сварки, дуговой и лазерной пайки. Расчеты проводились отдельно для соединений малой и большой протяженности. Показано, что новые для отечественного автомобилестроения способы соединения экономически вполне конкурентоспособны по отношению к традиционно используемым способам. С учетом технических показателей сформулированы рекомендации по выбору способа соединения.
Наблюдающаяся тенденция замены газопламенной пайки может быть объяснена высокой трудоемкостью и технологической себестоимостью этого способа соединения. Однако замена газопламенной пайки на сварку в углекислом газе является неравноценной, прежде всего с точки зрения качества. Наиболее подходящим способом соединения деталей кузова для коротких участков, где требуется герметичность, хороший внешний вид и качество шва, является дуговая пайка.
Для получения соединений большой протяженности перспективным способом является лазерная пайка, обеспечивающая максимальную производительность и минимальную технологическую себестоимость из всех рассмотренных способов соединения, при этом удельные капитальные вложения сопоставимы с другими рассмотренными способами.
Об авторах
Александр Ювенальевич КраснопевцевРоссия
кандидат технических наук, доцент, заведующий секцией «Пайка» кафедры «Сварка, обработка материалов давлением и родственные процессы»
Илья Алексеевич Гуренков
Россия
инженер, магистрант
Кирилл Анатольевич Матосов
Россия
магистр, инженер
Ирина Васильевна Краснопевцева
Россия
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Управление инновациями и маркетинг»
Список литературы
1. Победин А.В., Полянчиков Ю.Н., Косов О.Д., Тескер Е.И. Технология автомобиле- и тракторостроения. М.: Академия, 2009. 352 с.
2. Кудрявцев С.М., Пачурин Г.В., Соловьев Д.В., Власов В.А. Основы проектирования, производства и материалы кузова современного автомобиля. Н. Новгород: НГТУ, 2010. 236 с.
3. Четверов О.Г. Состояние пайки на Волжском автозаводе // Пайка–2005: сб. трудов Междунар. науч.-техн. конф. Тольятти: ТГУ, 2005. С. 146–147.
4. Opderbecke T., Fortain J.M., Ollig A. Neue Lösungen zum Fügen von verzinkten Feinblechen im Automobilbau durch Lichtbogenlöten und –schweißen // DVS-Ber. 2003. № 225. S. 353–360.
5. Damschen K. MIG-Löten am OPEL Vectra C // Verkehrsunfall und Fahrzeugtchn. 2003. № 9. S. 207–210.
6. Autohaus ersetzt erfolgreich MAG-Schweißen durch MIG-Löten // Schweiss & Prüftechnik. 2005. № 7. S. 105.
7. Dilthey U. Latest developments and applications of GMA brazing // BID ISIM. 2005. № 3. P. 2–12.
8. Mucha M., Dubskŷ R. MIG spajkovanie pozinkovaných plechov v automobilovom priemysle // ZVARANIE – SVAROVANI. 2003. № 9-10. P. 200–204.
9. Schubert H., Hauser S. Laserstrahlhartlöten mit Festkörperlaser – Status und Ausblick // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 205–206.
10. Hoffmann P., Kugler P., Schwab J. Prozess- und Systemtechnik für das Laserstrahlhartlöten // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 207–210.
11. Wilden J. Löten als Schlüssel zum ressourcen- und energieeffizienten Fügen im Produktlebenszyklus // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 9 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2010. S. 159–163.
12. Wesling V., Schram A., Kessler M. Auswirkungen von Prozessbedingungen beim Lichtbogenlöten auf die Schwingfestigkeit hochfester Stahlfeinbleche // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 9 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2010. S. 164–168.
13. Bruckner J., Himmelbauer K., Hackl H. Der CMT-Prozess und seine Möglichkeiten, im speziellen das Fügen von Stahl mit Aluminium Leichtbauwerkstoffen // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 201–204.
14. Haferkamp H., Engelbrecht L., Ostendorf A., Bunte J., Cordini P. Laserstrahllöten von Tailored-Hybrid-Blanks aus nicht artgleichen Leichtbauwerkstoffen // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 211–216.
15. Saida K., Song W., Nishimoto K. Laser brazing of aluminum alloy to steels with aluminum filler metals // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 232–237.
16. Wilden J., Bergmann J.P. Niedrigtemperatur-Laserstrahllöten von verzinkten Stählen // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 217–222.
17. Kreimeyer M., Wagner F., Vollertsen F. Einfluß von Zinkbeschichtungen beim Laserstrahlfügen von Aluminium-Stahl- Überlappverbindungen // Hart- und Hochtemperaturlöten und Diffusionsschweißen: Vorträge und Posterbeiträge des 7 Internationalen Kolloquiums. Aachen, 2004. S. 223–227.
18. Sejc P. Optimalizácia vybraných parametrov oblúkového MIG/MAG spájkovania pozinkovaných plechov // ZVARANIE – SVAROVANI. 2004. № 3. P. 57–63.
19. Bilić D., Jardas V., Lazarić N. Tvrdo lemljenje pocinčanih cijevi bez oštecenja sloja cinka (Strukovni članak) // ZAVARIVANJE. 2003. № 5-6. P. 163–166.
20. Chejchman Z., Klimek L. Złącza blach ocynkowanych lutospawane metodą MIG // PRZEGLAD SPAWALNICTWA. 2004. № 12. P. 13–14.
21. Rozanski M., Gawrysiuk W. Lutospawanie MIG/MAG blach ocynkowanych i przykłady trudno spawalnych układów materiałowych // PRZEGLAD SPAWALNICTWA. 2007. № 9. P. 7–12.
22. Гугунов А.А., Рузаев Д.Г. Поиск способов соединения горловины и трубок с корпусом автомобильного топливного бака из горячеалюминированной стали // Пайка–2005: cб. трудов Междунар. науч.-техн. конф. Тольятти: ТГУ, 2005. С. 20–27.
23. Поливанов Ю.В., Рузаев Д.Г., Краснопевцев А.Ю. Возможности применения аргонодуговой пайки при изготовлении кузова автомобиля в ОАО «АВТОВАЗ» // Пайка–2005: сб. трудов Междунар. науч.-техн. конф. Тольятти: ТГУ, 2005. С. 120–122.
24. Черников Е.М., Четверов О.Г., Гребенников А.В. MIG-пайка на ОАО «АВТОВАЗ» // Пайка–2008: сб. материалов Междунар. науч.-техн. конф. Тольятти: ТГУ, 2008. С. 175–181.
25. Черников Е.М., Краснопевцев А.Ю. Оценка применимости технологии аргонодуговой пайки при производстве кузова автомобилей марки “LADA” // Пайка–2013: cб. материалов междунар. науч.-техн. конф. Тольятти: ТГУ, 2013. С. 278–287.
26. Краснопевцева И.В. Экономическая часть дипломного проекта. Тольятти: ТГУ, 2008. 40 с.
27. Холодный перенос металла. Сварочная система для наиболее ответственных областей применения. URL: tctena.ru/stati/cmt.
28. Хорунов В.Ф., Машковский Д.П., Зволинский И.В. Дуговая пайка припоями на основе цинка // Пайка–2013: cб. материалов междунар. науч.-техн. конф. Тольятти: ТГУ, 2013. С. 271–275.
Рецензия
Для цитирования:
Краснопевцев А.Ю., Гуренков И.А., Матосов К.А., Краснопевцева И.В. ОЦЕНКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2016;(3):9-15. https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-3-9-15
For citation:
Krasnopevtsev A.Yu., Gurenkov I.A., Matosov K.A., Krasnopevtseva I.V. ENGINEERING AND ECONOMIC EVALUATIONS OF VARIOUS METHODS OF JOINING CAR BODY PARTS. Science Vector of Togliatti State University . 2016;(3):9-15. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-3-9-15