Preview

Frontier Materials & Technologies

Расширенный поиск

«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-4-177-180

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию концепции представителей движения «нового религиозного сознания» Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и Д.В. Философова в контексте истории российской социологии. Под «новым религиозным сознанием» автор понимает религиозно-философское течение в общественной мысли России начала ХХ века, сторонники которого отстаивали необходимость обновления христианства и духовного возрождения личности и общества. Современные исследователи, признавая необходимость изучения социологической составляющей идейного наследия религиозных философов конца XIX – начала ХХ века, обращаются к трудам таких мыслителей, как В.С. Соловьев, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой. Теории других представителей «нового религиозного сознания» пока остаются за пределами внимания отечественных социологов.

Целью работы является анализ концепции Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и Д.В. Философова – представителей радикального крыла движения «нового религиозного сознания» – с позиции их вклада в развитие социологической мысли. Автор предполагает, что, в силу определенных особенностей данной концепции, она может быть рассмотрена как социальный проект. Социальный проект характеризуется наличием определенного образа идеального общественного устройства, а также предусматривает создание социокультурных условий, необходимых для достижения этого идеала. Установлено, что социальный идеал в рамках рассматриваемой концепции включал религиозное и социально-политическое содержание. Проанализированы характерные черты теории Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и Д.В. Философова. Автор приходит к выводу о том, что «новое религиозное сознание» как социальный проект отличалось ориентацией на практическое изменение общественных отношений. Результаты исследования показывают, что религиозно-философские проекты начала ХХ века занимали особое место в истории отечественной социологии.

Об авторе

Анастасия Анатольевна Воеводина
Самарский государственный институт культуры, Самара
Россия

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и филологии



Список литературы

1. Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века. М.: ПСТГУ, 2008. 420 с.

2. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало ХХ в. М.: Мысль, 1980. 309 с.

3. Курабцев В.Л. Новое религиозное сознание // Русская философия. Энциклопедия. Изд. 2-е. М., 2014. С. 424–426.

4. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале ХХ века. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. 184 с.

5. Матвеева Н.Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 61–68.

6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Экономпресс, 2000. 343 с.

7. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) / под ред. Е.И. Кукушкиной. М.: Высшая школа, 2006. 456 с.

8. Левко П.И. Понятие «социальное проектирование» и его взаимосвязь с прогнозом, планом, программой // Право.by. 2011. № 3. С. 125–129.

9. Бирюкова М.В. Социальное проектирование как предмет социологического анализа // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 2. С. 52–53.

10. Шляпников С.Е. Социальное проектирование как конструирование темпоральности социальных систем // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. С. 75–76.

11. Горюнов А.В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта // Общество: философия, история, культура. 2014. № 2. С. 8–12.

12. Мережковский Д.С. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. СПб: Изд-во М.В. Пирожкова, 1908. 208 с.

13. Мережковский Д.С. Атлантида – Европа. Тайна запада. М.: Русская книга, 1992. 416 с.

14. Гиппиус З.Н. Великий путь // Голос жизни. 1914. № 7. С. 13–17.

15. Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Философов Д.В. Царь и революция. М.: ОГИ, 1999. 219 с.

16. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.). М.: Республика, 2005. 543 с.

17. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. 496 с.

18. Философов Д.В. Неугасимая лампада: Статьи по церковным и религиозным вопросам. М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1912. 204 с.

19. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний). Литературный дневник (1899–1907). М.: Аграф, 2000. 320 с.

20. Гиппиус З.Н. Дневники. В 2 т. Т. 1. М.: НПК Интелвак, 1999. 736 с.

21. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 267 с.


Рецензия

Для цитирования:


Воеводина А.А. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. Вектор науки Тольяттинского государственного университета . 2017;(4):177-180. https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-4-177-180

For citation:


Voevodina A.A. “NEW RELIGIOUS CONSCIOUSNESS” AS A SOCIAL PROJECT. Science Vector of Togliatti State University . 2017;(4):177-180. (In Russ.) https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-4-177-180

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4039 (Print)
ISSN 2782-6074 (Online)